Урок-КВН является одной из «неклассических» форм организации образовательного процесса, основан на популярной игре – Клубе Веселых и Находчивых (КВНе). Главным плюсом такого урока можно назвать то, что он новый и необычный, а потому повышает интерес к предмету, причем любому, даже самому скучному.
Необходимость урока-КНВ
Необходимость урока-КВН обусловлена тем, что он:
- дает умение систематизации и обобщения;
- активизирует мыслительные процессы;
- учит работать в группе, относиться с уважением ко всем людям, не важно, что они говорят, прививает ответственность за себя и других;
- развивает речь;
- предоставляет возможность проявить способность к творчеству.
Ведущим может быть как учитель, так и ученики. Но, как правило, им является все-таки учитель, так как только он обладает компетенцией для того, чтобы обеспечить выполнение всего того, что перечислено выше и способен не раскрыть программу.
Структура урока-КВН
Структура урока-КВН представлена:
- Приветствием.
- Разминкой.
- Конкурсом капитанов.
- Музыкальным конкурсом.
- Домашним заданием.
Допускается внесение изменений.
Организация урока-КВН
Организация урока-КВН включает в себя:
- Подготовку: определение темы, разработку конкурсов с подтемами, подбор учебной литературы и всего остального, что потребуется, в том числе оформления для помещений и критериев оценки. Уже на самом уроке: деление класса на команды, две или три, выбор капитана от каждой команды и жюри.
- Основную часть: приветствие (the greeting), разминку (the warming-up), конкурс капитанов (the competition of the captains), музыкальный конкурс (the musical competition), домашнее задание (hometask). Конкурсы оцениваются по отдельности.
- Подведение итогов – выставление оценок и награждение призами.
Организация урока-КВН на примере урока-КВН по «Химии»
Рассмотрим организацию урока-КВН на примере урока-КВН по «Химии».
Структура немного трансформирована под специфику предмета (дополнительное выделено курсивом):
- Приветствие.
- Разминка.
- Командный конкурс.
- Конкурс капитанов.
- Игра со зрителями.
- Экспериментальный конкурс.
Приветствие
Приветствие состоит из:
- придумывания названия и девиза командами;
- непосредственного приветствия.
Разминка
Разминка представляет собой разгадывание кроссворда, который, при наличии, оборудования, проецируется на доску или стену – в этом случае зрители также смогут стать участниками и, тем самым, принести какой-то из команд еще очков. За одно слово выставляется один балл.
Достоинство такой разминки в том, что с ее помощью можно проверить и повторить большой объем информации, в частности, понятия, законы и имена ученых.
Командный конкурс
Варианты командного конкурса:
- Химическая эстафета. Дописывание уравнений реакций, подбор уравнений реакций к цепочке превращений. В этой эстафете учитывается не только правильность ответа, но и его скорость.
- Химическая викторина. Ответы на вопросы по очереди, ответы на вопросы по схеме «Своей игры», с разным уровнем сложности и количеством баллов.
- Загадочный конкурс. Всевозможные загадки.
Конкурс капитанов
Варианты конкурса капитанов:
- Расчетливый. Решение проблем практического характера – как приготовить раствор для маринования помидоров и огурцов, как сделать минеральную подкормку для растений. Главное в этом конкурсе – он не должен быть очень сложным.
- Крестики-нолики. Нужной найти выигрышный путь по вертикали, горизонтали или диагонали – по металлам или неметаллам, кислотам или щелочам, простым или сложным веществам, по агрегатным состояниям, по типам реакций.
Игра со зрителями
Игре со зрителями отводится время, в которое участники производят расчеты (не менее 3 – 5 минут). Это могут быть задания по номенклатуре веществ или историческим фактам.
Экспериментальный конкурс
Для большинства школьников химия является самым что ни есть настоящим чудом, особенно в начале. Поэтому они будут рады экспериментальному конкурсу.
Варианты экспериментального конкурса:
- Опыт по получения веществ или превращению веществ с 2 – 3 звеньями.
- Задание на установление состава вещества.
Урок-КВН внесет разнообразие, добавит огоньку в серые будни школьников и повысит их интерес к предмету и учебной деятельности в общем. На таком уроке всегда отличное настроение, благодаря ему учитель находит взаимопонимание с учениками.
Такой урок подходит и для школьников, и для студентов учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования и по всем дисциплинам.