Урок-диспут

Урок-диспут

Урок-диспут – это одна из форм организации образовательного процесса, основанная на споре (помните, что истина рождается в споре?), дополнение к «традиционному» уроку.

Ценность урока-диспута

Как правило, ученикам нельзя разговаривать на уроке. И это правильно, так как в противном случае будет не урок, а самый что ни на есть настоящий хаос, особенно в младших классах.

Но в то же время это не дает обучающимся взаимодействовать между собой, обмениваться мыслями, что приводит не только к менее качественному усвоению теории, но и другим, не менее серьезным последствиям, в том числе, неумению объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, скудности словарного запаса.

Отличным выходом из этой ситуации является регулярное проведение урока-диспута. На практике, на него с охотой идут даже молчуны, которые даже если и не проявят себя, то все равно поймут, правы они, или нет в том или ином вопросе.

Помимо качественного усвоения теории, развития умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, расширения словарного запаса, возможности проявить активность тем, у кого есть знания, но не хватает смелости, чтобы об этом сказать, рассматриваемый нами урок способствует:

  • объективной само- и взаимопроверке;
  • уважительному отношению к другим, чтобы они ни говорили;
  • проявлению творческих способностей;
  • ответственности;
  • любви к труду.

Таким образом, урок-диспут незаменим как в школах, причем во всех классах – младших (1 – 4), средних (5 – 8), старших (9 – 11), так и в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Организация урока-диспута

При организации урока-диспута помните о следующих принципах:

  • подготовка должна быть тщательной и, как следствие, долгой;
  • тех, у кого доклады, рефераты и другие работы, нельзя делать главными, следует обращать внимание на всех;
  • спор без доказательств недопустим, а с различными оценками – да.

Подготовка и проведение урока-диспута включает в себя:

  1. Определение темы и, что не менее важно, ее правильная формулировка.
  2. Подготовка.
  3. Оформление.
  4. Проведение.
  5. Подведение итогов.

Определение темы и, что не менее важно, ее правильная формулировка

Тема должна быть актуальной и иметь в названии слово «диспут» или хотя бы похожее. При ее выборе следует ориентироваться на то, к чему готовы обучающиеся и, конечно же, что они хотят.

Неплохие варианты тем для урока-диспута:

  1. Что будет с человеком, который является эгоистом?
  2. Можно ли найти оправдания поступкам человека, если они обусловлены влиянием воспитания и времени.

Допускается несколько, но не более пяти и только те, которые действительны остры, в которых нет одного ответа.

Подготовка

Подготовка длится от двух недель до месяца. При этом создается специальная группа из одной части учеников, которая прорабатывает вопросы и составляет список учебной литературы и потом сообщает об этом другой части учеников.

В большинстве случаев ведущим урока-диспута является учитель. Но им может быть и ученик, если у него есть все необходимое для этого – знания и навыки, а также владение словом.

Оформление

Оформление предполагает вывешивание тематических плакатов, предположим, со всемирно известными высказываниями, раздачу листовок с правилами поведения.

Проведение

При проведении урока-диспута учитель должен следить за обстановкой, за тем, чтобы она оставалась спокойной, так как это хоть и необычный, но все же урок.

Подведение итогов

Подвести итоги можно как устно – путем выставления баллов и по ним оценок, так и письменно – в виде теста или контрольной работы. Не лишней будет и рефлексия:

  1. Есть ли польза от урока-диспута?
  2. Понравилась ли такая форма организации образовательного процесса?
  3. Интересно ли живое общение?
  4. Могу ли я объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики и воспринимать информацию от других?
  5. Могу ли я доказывать?

Эти вопросы можно оговорить и попросить ответить на листочках, а можно сразу написать на листочках. Но в любом случае нужно выставить баллы – они позволят понять, как прошел урок-диспут и на что следует обратить внимание в следующий раз.

Требования к уроку-диспуту

Требованиями к уроку-диспуту являются:

  • соответствие возрасту учеников, их знаниям и навыкам;
  • присутствие противоречия.

Три памятки к уроку-диспуту для учеников – памятка о том, как вести себя в дискуссии, памятка о том, как мыслить и памятка о том, как работать с учебной литературой

Приведем полезные советы к уроку-диспуту для учеников:

  • как вести себя в дискуссии;
  • как мыслить;
  • как работать с учебной литературой.

Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как вести себя в дискуссии

Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как вести себя в дискуссии:

  1. Если ты являешься участником урока-диспута, то обязан проявлять активность, а не просто отсиживаться.
  2. Перед тем, как начать спор, подумай о том, что именно следует сказать.
  3. Говори максимально просто, последовательно.
  4. Говори о том, в чем уверен на 100%.
  5. Не перевирай слова собеседника, будь честным.
  6. Не повторяйся.
  7. Приводи доказательства, лучше всего – факты с точной датой и местом.
  8. Будь тактичным, вне зависимости от того, как развивается ситуация – это показывает и твой профессионализм, и твою воспитанность.

Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как мыслить

Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как мыслить:

  1. Выслушай вопрос, при необходимости, повтори про себя, определи тему.
  2. Сформулируй гипотезу.
  3. Расскажи о гипотезе с доказательствами.
  4. Послушай о гипотезах других, найди в них сильные и слабые места.
  5. Подвергни конструктивной критике гипотезы других.
  6. Сделай выводы.

Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как работать с учебной литературой

Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как работать с учебной литературой:

  1. Прочитай книгу, выдели главное.
  2. Ответь на вопрос: «Что ты считаешь по этой теме?».
  3. Сравни свое мнение с мнением автора.
  4. Поразмышляй о том, что будешь представлять на уроке-диспуте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *