Урок-диспут – это одна из форм организации образовательного процесса, основанная на споре (помните, что истина рождается в споре?), дополнение к «традиционному» уроку.
Ценность урока-диспута
Как правило, ученикам нельзя разговаривать на уроке. И это правильно, так как в противном случае будет не урок, а самый что ни на есть настоящий хаос, особенно в младших классах.
Но в то же время это не дает обучающимся взаимодействовать между собой, обмениваться мыслями, что приводит не только к менее качественному усвоению теории, но и другим, не менее серьезным последствиям, в том числе, неумению объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, скудности словарного запаса.
Отличным выходом из этой ситуации является регулярное проведение урока-диспута. На практике, на него с охотой идут даже молчуны, которые даже если и не проявят себя, то все равно поймут, правы они, или нет в том или ином вопросе.
Помимо качественного усвоения теории, развития умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, расширения словарного запаса, возможности проявить активность тем, у кого есть знания, но не хватает смелости, чтобы об этом сказать, рассматриваемый нами урок способствует:
- объективной само- и взаимопроверке;
- уважительному отношению к другим, чтобы они ни говорили;
- проявлению творческих способностей;
- ответственности;
- любви к труду.
Таким образом, урок-диспут незаменим как в школах, причем во всех классах – младших (1 – 4), средних (5 – 8), старших (9 – 11), так и в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Организация урока-диспута
При организации урока-диспута помните о следующих принципах:
- подготовка должна быть тщательной и, как следствие, долгой;
- тех, у кого доклады, рефераты и другие работы, нельзя делать главными, следует обращать внимание на всех;
- спор без доказательств недопустим, а с различными оценками – да.
Подготовка и проведение урока-диспута включает в себя:
- Определение темы и, что не менее важно, ее правильная формулировка.
- Подготовка.
- Оформление.
- Проведение.
- Подведение итогов.
Определение темы и, что не менее важно, ее правильная формулировка
Тема должна быть актуальной и иметь в названии слово «диспут» или хотя бы похожее. При ее выборе следует ориентироваться на то, к чему готовы обучающиеся и, конечно же, что они хотят.
Неплохие варианты тем для урока-диспута:
- Что будет с человеком, который является эгоистом?
- Можно ли найти оправдания поступкам человека, если они обусловлены влиянием воспитания и времени.
Допускается несколько, но не более пяти и только те, которые действительны остры, в которых нет одного ответа.
Подготовка
Подготовка длится от двух недель до месяца. При этом создается специальная группа из одной части учеников, которая прорабатывает вопросы и составляет список учебной литературы и потом сообщает об этом другой части учеников.
В большинстве случаев ведущим урока-диспута является учитель. Но им может быть и ученик, если у него есть все необходимое для этого – знания и навыки, а также владение словом.
Оформление
Оформление предполагает вывешивание тематических плакатов, предположим, со всемирно известными высказываниями, раздачу листовок с правилами поведения.
Проведение
При проведении урока-диспута учитель должен следить за обстановкой, за тем, чтобы она оставалась спокойной, так как это хоть и необычный, но все же урок.
Подведение итогов
Подвести итоги можно как устно – путем выставления баллов и по ним оценок, так и письменно – в виде теста или контрольной работы. Не лишней будет и рефлексия:
- Есть ли польза от урока-диспута?
- Понравилась ли такая форма организации образовательного процесса?
- Интересно ли живое общение?
- Могу ли я объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики и воспринимать информацию от других?
- Могу ли я доказывать?
Эти вопросы можно оговорить и попросить ответить на листочках, а можно сразу написать на листочках. Но в любом случае нужно выставить баллы – они позволят понять, как прошел урок-диспут и на что следует обратить внимание в следующий раз.
Требования к уроку-диспуту
Требованиями к уроку-диспуту являются:
- соответствие возрасту учеников, их знаниям и навыкам;
- присутствие противоречия.
Три памятки к уроку-диспуту для учеников – памятка о том, как вести себя в дискуссии, памятка о том, как мыслить и памятка о том, как работать с учебной литературой
Приведем полезные советы к уроку-диспуту для учеников:
- как вести себя в дискуссии;
- как мыслить;
- как работать с учебной литературой.
Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как вести себя в дискуссии
Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как вести себя в дискуссии:
- Если ты являешься участником урока-диспута, то обязан проявлять активность, а не просто отсиживаться.
- Перед тем, как начать спор, подумай о том, что именно следует сказать.
- Говори максимально просто, последовательно.
- Говори о том, в чем уверен на 100%.
- Не перевирай слова собеседника, будь честным.
- Не повторяйся.
- Приводи доказательства, лучше всего – факты с точной датой и местом.
- Будь тактичным, вне зависимости от того, как развивается ситуация – это показывает и твой профессионализм, и твою воспитанность.
Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как мыслить
Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как мыслить:
- Выслушай вопрос, при необходимости, повтори про себя, определи тему.
- Сформулируй гипотезу.
- Расскажи о гипотезе с доказательствами.
- Послушай о гипотезах других, найди в них сильные и слабые места.
- Подвергни конструктивной критике гипотезы других.
- Сделай выводы.
Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как работать с учебной литературой
Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как работать с учебной литературой:
- Прочитай книгу, выдели главное.
- Ответь на вопрос: «Что ты считаешь по этой теме?».
- Сравни свое мнение с мнением автора.
- Поразмышляй о том, что будешь представлять на уроке-диспуте.