Урок-погружение – это один из видов организации образовательного процесса, который предложил педагог М.П. Щетинин в одном из своих научных трудов – книге «Объять необъятное». Особенностью такого урока является то, что на нем дается намного больше информации, чем на обычном уроке, и при этом не продлевается время.
Основа урока-погружения
Основой урока-погружения является:
- Подача материала крупным блоком.
- Активные формы обучения.
- Артистические средства.
- Контроль.
Подача материала крупным блоком
Подачу материала крупным блоком следует учитывать при выборе учебной литературы, которая должна быть не детализированной, а обобщенной, т.е. способствующей комплексному восприятию – как говорится, и умом, и сердцем.
Активные формы обучения
Среди активных форм обучения чаще всего применяется групповая форма обучения, а также приемы взаимообучения и игры.
Артистические средства
Благодаря артистическим средствам создается особая, чувственная обстановка. Это песни, танцы и др.
Контроль
Контроль может быть как классическим, например, в виде теста или контрольной работы, так и творческим.
Методики погружения
Есть несколько методик погружения. Самые распространенные:
- методика погружения в один предмет (однопредметное погружение);
- методика погружения в два предмета (двухпредметное погружение);
- методика погружения в сравнение (межпредметное погружение);
- методика погружения в эвристику (метапредметное погружение);
- методика погружения в образ (тематическое погружение);
- методика погружения в культуру;
- методика вариант погружения.
Методика погружения в один предмет (однопредметное погружение)
Технология погружения в один предмет (однопредметное погружение) предполагает:
- чередование науки, творчества и спорта, что позволяет сохранять работоспособность в течение всего учебного дня, так как в этом случае нагрузка наиболее равномерна;
- большое количество форм уроков по одной и той же программе;
- использование наглядных способов – таблиц, схем и др.
- участие обучающихся в планировании образовательного процесса.
Учебный день по технологии погружения в один предмет (однопредметного) погружения выглядит следующим образом:
- Первый урок: повторение того, что прошли вчера (35 минут) и постановка цели для учебного дня (10 минут) – обязательно совместная;
- Второй урок: подача материала крупным блоком с использованием наглядных способов – таблиц, схем и т.д. (45 минут) или урок из художественного цикла – изобразительное искусство, музыка, хореография и т.д. (45 минут);
- Третий урок: самостоятельная работа с материалом (45 минут);
- Четвертый урок: учебная игра (45 минут) или физкультура (45 минут);
- Пятый урок: лабораторная работа (30 минут) и подведение итогов (15 минут).
У технологии погружения в один предмет (однопредметного погружения) есть недостатки:
- если ученик пропустит один или, тем более, несколько таких уроков, то он очень сильно отстанет от класса и не сможет исправить ситуацию самостоятельно;
- нехватка учебной литературы.
Методика погружения в два предмета (двухпредметное погружение)
Суть технологии погружения в два предмета (двухпредметного погружения) состоит в двух блоках продолжительностью по 120 минут и интервалом в 40 минут. В ней также есть перерывы внутри блока – по 10 минут, которые необходимы для отдыха и обеда.
Технология погружения в два предмета (двухпредметное погружение) имеет достоинства:
- обеспечивает глубокое освоение материала;
- предоставляет возможность индивидуализации образовательного процесса;
- формирует навык самостоятельной работы и работы в команде;
- улучшает психологический климат.
Методика погружения в сравнение (межпредметное погружение)
Технология погружения в сравнение (межпредметное погружение) направлена на то, чтобы:
- было осмысленное, а не интуитивное сравнение;
- сформулировать правила сравнения;
- прийти к пониманию сущности объектов через сравнение.
Сравнение включает в себя:
- Наблюдение.
- Поиск основания для сравнения.
- Поиск общего и различного.
- Вывод.
Методика погружения в эвристику (метапредметное погружение)
Технология погружения в эвристику (метапредметное погружение) формирует индивидуальность обучения. В ней очень важна творческая работа, которая оценивается по:
- новизне;
- профессионализму;
- трудоемкости;
- полезности – для автора и всех остальных людей;
- оформлению и др.
Методика погружения в образ (тематическое погружение)
Технология погружения в образ (тематическое погружение) появилась при эксперименте в начальной школе. Часть учебного года была посвящена отечественной истории. В понедельник на первом уроке истории объяснялась тема недели, а потом все 5 дней на остальных уроках возвращались к ней.
Методика погружения в культуру
Технология погружения в культуру состоит из:
- Определения темы – культурной эпохи, которая будет интересна.
- Выбора центрального момента – скажем, праздника, который будет итогом.
- Выстраивания классных часов в зависимости от темы, а также цели и задач, особенностей класса.
- Привлечения других учителей.
- Посещения выставок, спектаклей и фильмов.
- Открытие координационного совета.
Выездная методика погружения
Выездная технология погружения бывает двух вариантов:
- В условиях выездной школы.
- В условиях научного учреждения.
Подготовка урока-погружения
Подготовка урока-погружения включает в себя:
- Определение темы.
- Выбор формы урока-погружения – технологии погружения.
- Составление плана и понятийного словаря.
- Выбор учебной литературы.
- Разработку заданий.
- Оформление помещения, особенно, если имеет место технология погружения в образ (тематическое погружение) или технология погружения в культуру.
Примеры уроков-погружений
Приведем несколько примеров уроков-погружений.
Пример урока-погружения по предмету «География»
Урок-погружение по предмету «География» можно провести по теме «Как менялись представления людей о Земле».
Подготавливается список терминов:
• Вселенная;
• космос;
• земля и др.
Такой урок – это путешествие во времени, в котором остановки являются отрезками истории с трансформацией представлений людей о Земле. Для каждой из них подбирается материал, в частности, звуки космоса, картины, отрывки из научно-популярных фильмов.
Пример урока-погружения по предмету «Биология»
Урок-погружение по предмету «Биология» можно провести по теме «Водоросли».
Подготавливается список терминов:
• одно- и многоклеточные;
• строение водорослей;
• гамета;
• зигота и др.
Все перечисленные выше слова иллюстрируются презентацией, на которой может быть видео о подводном мире океана, мультфильм.
Пример урока-погружения по предмету «История»
Урок-погружение по предмету «история» можно провести по теме «Культура и быт нашей страны начала XX века» в рамках технологии погружения в сравнение (межпредметного погружения) – предположим, попросить найти зарисовки той эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Класс можно поделить на несколько групп, в которых будет своя подтема – магазины, положение женщин, средства массовой информации (СМИ) и др. Артистические средства – это фрагменты художественного фильма, картины и портреты героев, соцзарисовки.
Пример урока-погружения по предмету «Английский язык»
Урок-погружение по предмету «Английский язык» можно провести по теме «Средства массовой информации» (СМИ).
Подготавливается список терминов и объяснений в виде кусочка новостей, сценки из профессиональной деятельности журналистов.
Пример урока-погружения по предмету «Математика»
Урок-погружение по предмету «Математика» можно провести по теме «Прогрессия».
Подготавливается список терминов и интересного – счеты, греческая музыка. Можно оформить помещение в стиле Древней Греции.
Урок-погружение подходит как для школ, причем и младших (с 1 по 4), и средних (с 5 по 8), и старших (с 9 по 11) классов, так и для учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не рекомендуется для тех дисциплин, в которых очень большой понятийный аппарат.
Отличная статья! В нашей школе мы некоторые моменты подобного рода тоже успешно используем.