Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.
Цель урока-сочинения
Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:
- Развитие:
- речи и письма, в том числе построения предложений;
- орфографического и пунктуационного «зрения»;
- лексикона;
- умения использовать теорию на практике.
- Воспитание:
- ответственного отношения к работе;
- аккуратности;
- интереса к прекрасному.
Виды урока-сочинения
Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):
- Урок-сочинение-описание.
- Урок-сочинение-повествование.
- Урок-сочинение-рассуждение.
Урок-сочинение-описание
Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:
- сочинение-описание картины;
- сочинение-описание героя.
Особенностью таких сочинений является то, что в них должен быть плавный переход от общего к частному. Главное, что необходимо для того, чтобы написать сочинение-описание на «отлично» – это не ошибиться с художественно-выразительными средствами.
Урок-сочинение-повествование
Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.
По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.
Урок-сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.
Также сочинения можно разделить на две группы:
- Сочинения на репродуктивную тему.
- Сочинения на творческую тему.
Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.
Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.
Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:
- Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
- Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.
Организация урока-сочинения
В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:
- Этап подготовки
- Этап непосредственного проведения урока-сочинения
- Этап подведения итогов
Первый этап – подготовка
Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.
Второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения
На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задачи. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.
Tретий этап – подведение итогов
На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.
Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение
Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:
- Проработайте тему сочинения:
- предложите ученикам самостоятельно выбрать тему сочинения: например, по «Отцам и Детям» И.С. Тургенева это может быть «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе»;
- скажите ученикам, чтобы они определили, какой является тема сочинения – широкой или узкой;
- попросите учеников проанализировать слова в теме сочинения;
- раздайте ученикам сочинения, которые написаны с уходом от темы и дайте задание найти, что именно не так.
- Установите границы темы сочинения и найдите главную мысль.
- Составьте план сочинения, который будет иметь три части:
- введение;
- основная часть;
- заключение.
- Соберите материал.
- Непосредственное написание сочинения.
- небольшое рассуждение по заголовку;
- диалог с воображаемым собеседником;
- цитаты, пословицы и поговорки;
- пару слов о писателе или произведении;
- свое впечатление по теме сочинения.
- Проверьте сочинения. Сделать это можно тремя способами:
- самопроверкой;
- взаимной проверкой;
- комплексной проверкой.
- Проанализируйте сочинение.
Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших.