Какова взаимосвязь между целями урока и оценкой студентов?

49642422_1255013546_9912434e216f121b29122610006992Давайте поговорим о том, какова взаимосвязь между целями урока и оценкой студенческих результатов в конце занятия. Но перед этим напомним о важности идеи прямолинейности в вашем поурочном планировании. Что это за идея? Всё очень просто. Если у вас есть автомобиль, вы знаете, что колёса должны быть выровнены под одним углом. Стоит одному колесу отклониться, и машина уже не будет двигаться так, как запланировано. Вы этого, может, и не заметите, а вот шины придут в негодность значительно быстрее, чем при правильном положении. По этой причине надо регулярно делать диагностику и следить за изменением углов установки колёс.

Мы помним, что статья посвящена теме изучения иностранных языков. При чём здесь колёса? При том, что пример с машиной особенно наглядно показывает необходимость движения в одном направлении для достижения лучших результатов. Ваше поурочное планирование – машина. Цели урока, разминка и повторение материала, лекционная часть и самостоятельная работа – всё это колёса, которые должны… Правильно! Они должны быть расположены под одним углом и смотреть в одном направлении. Это значит, что задания, которые вы даёте своим студентам, должны быть направлены именно на достижение тех целей, которые стоят перед данным уроком. По этой же причине система оценки должна быть тщательно проработанной и способной объективно показать, пришёл студент к поставленным целям или нет. Итак, всё согласовано, и при этом условии процесс обучения летит вперёд на полной скорости.

О какой бы части планирования урока мы ни говорили, мы всегда должны помнить о собственных целях. Именно от них зависит всё последующее планирование. Хорошие цели измеряемы. Это значит, что в итоге вы можете оценить, достигли студенты результата или нет. Если вы не до конца понимаете, чего хотите достичь сами, как вы будете оценивать студентов? Чёткие и измеряемые цели помогают вам не только правильно подбирать виды активности на уроке, но и формировать точную и объективную систему оценки.

Ещё один момент, который следует учитывать, таков: вы должны видеть конечный пункт прибытия, или большую конечную цель. В противном случае ваши «колёса» — маленькие цели, задания и оценка – увезут вас не туда, куда следует. Мораль такова. Во-первых, все части нашего планирования должны смотреть в одном направлении. Во-вторых, вы сами должны знать это направление (конечную большую цель).

Иногда происходит так, что учитель одержим каким-то заданием, и ему не терпится «обкатать» его на студентах. «Оно такое интересное!/весёлое/развивающее/креативное/нужное подставить». В этом случае цель урока – выполнение именно этого задания, а «бумажные» цели и оценка «подбиваются» под него. Помните, что в этом случае причинно-следственные связи рушатся, а с ними — ваш профессионализм и способность эффективно обучать студентов языку. Может быть, студенты повеселятся. Может быть, что-то запомнят. Но они не приблизятся к «большой цели» ни на шаг, если урок логически не включён в долгосрочное планирование. Вот почему цели – это то, с чего следует начинать подготовку к любому занятию. Начните с большой картинки (главная цель), а затем разбейте её на поурочные «кусочки» и целенаправленно двигайтесь к тому, чтобы собрать пазл.

Как правильно поставленные цели могут помочь в оценке студентов? Очень просто. Если ваши цели ясны, скорее всего, в них прописаны такие слова, как «определять», «утверждать», «демонстрировать», «создавать». Например, студенты «смогут демонстрировать знание базовой лексики по теме N» или будут «создавать предложения, используя конструкцию N». В поурочном планировании вам не нужны красивые и туманные слова. Наоборот, чем чётче цели, тем проще в конце урока понять, пришли к ним студенты или нет. Тем проще студентов оценить. Мораль такова: правильная и объективная оценка начинается с правильных и ясно сформулированных целей урока.