Урок-семинар является один из способов организации обучения, цель которого – самостоятельное, более глубокое погружение в тему курса. Если он проводится в общеобразовательной школе, то на нем обсуждаются доклады и рефераты, которые готовят обучающиеся на основе исследования, проведенного своими силами.
Оптимальная частота урока-семинара составляет один, максимум два, раза в неделю. В противном случае ученики, особенно, школьники 9,10 и 11 классов просто-напросто не успеют полноценно подготовиться, использовав несколько первоисточников. Причина в серьезной нагрузке вследствие предстоящих экзаменов – общего государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). На подготовку к уроку-семинару должно отводиться не меньше двух недель.
Урок-семинар: когда он необходим?
Урок-семинар актуален, если:
- Если материал совсем новый, но, в то же время, если он нормально, без особых проблем, воспринимается учениками.
- Если перед уроком-семинаром был урок-лекция или введение в курс.
- Если есть потребность в систематизации курса.
- Если темой урока являются альтернативная точка зрения по рассмотренной проблематике.
В свою очередь, отказаться от него следует, если:
- В классе большое число застенчивых учеников, которым будет непросто выступать на публике, даже с места.
- Не хватает времени.
Какие у него задачи?
У такого урока есть несколько задач, которые можно объединить в три группы:
- Образовательные:
- увеличение познаний в науке;
- погружение в отдельные, наиболее важные, темы курса;
- формирование способности к исследованиям и анализу информации, выделению из большого потока первоисточников самого нужного.
- Развивающие:
- развитие умения доказывать те или иные факты, отстаивать свою точку зрения;
- развитие памяти;
- развитие эмоций и чувств;
- улучшение навыка устного и письменного изложения информации
- Воспитывающие:
- пробуждение интереса к науке.
Несомненным плюсом урока-семинара является то, что он предоставляет намного больше педагогических возможностей, чем урок-лекция вне зависимости от его вида.
Нельзя не отметить и его особенность. Дело в том, что если урок-лекция не до конца проработан, т.е. его содержание, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то урок становится невозможным.
Организация урока-семинара
Организация урока осуществляется в три стадии:
- Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников
- Непосредственное проведение урока-семинара
- Рефлексия
Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников
От того, насколько правильной будет подготовка к уроку – и учителя, и учеников, напрямую зависит, принесет ли он пользу, или нет.
Качественная подготовка к уроку – и учителя, и учеников, предполагает выполнение работы:
- Определение задач конкретного урока-семинара и, соответственно, проблематику, которая должна быть рассмотрена и времени, в которое нужно уложиться.
- Изучение первоисточников учителем, выбор тех из них, которые можно дать в качестве рекомендации ученикам.
- Распределение докладов и рефератов.
- Консультация.
Если в классе есть ученики, у которых есть проблемы с устной речью, то необходимо за несколько дней до урока-семинара выслушать их доклады и рефераты и убрать все шероховатости.
Очень важно донести до выступающих то, что им не следует слишком быстро раскрывать вопрос. Они должны говорить так, чтобы другие могли составить конспект.
Непосредственное проведение урока-семинара
Можно выделить следующие части:
- Представление всех докладов и рефератов.
- Вопросы по этим материалам – как от учителя, так и от учеников.
- Пояснения преподавателя.
- Итоговое слово учеников как авторов докладов и рефератов.
- Итоговое слово учителя.
- Общая оценка урока-семинара.
Пояснений преподавателя и, вообще, его вмешательства не должно быть очень много. Ему не стоит, пусть и неосознанно, «давить» своими знаниями и авторитетом.
Как уже отмечалось ранее, на уроке-семинаре те, кто не готовил доклад или реферат, записывают основные мысли. Это, в первую очередь, название научной работы, числа, термины и пояснения к ним, схемы, таблицы.
Урок-семинар может состояться в такой форме, как:
- Вопросно-ответный семинар.
- Беседа по плану с обсуждением докладов и рефератов в письменном виде.
- Беседа по плану с обсуждением материалов в устном виде.
- Диспут.
- Дискуссия.
- Коллоквиум.
- Пресс-конференция.
- Ситуационный анализ.
- Теоретическая конференция.
- Чтение первоисточников с комментариями.
- Мастер-класс.
- Учебно-ролевые и деловые игры.
- Экскурсия в музей или другое место, представляющее историческую ценность.
- Контрольная работа в письменном виде с проверкой на том же уроке и обсуждением результатов.
Рефлексия
На последних минутах урока-семинара должно быть обобщено все то, что на нем было сказано. Самым лучшим вариантом для этого является беседа. В конце ставятся оценки – и тем, кто подготовил доклады и рефераты, и тем, кто принимал участие в других формах, например, отвечал на вопросы.
Уроки-семинары становятся все более популярными, как в общеобразовательных школах, начиная с 5 класса, так и в средних и высших учебных заведениях.