Технология развивающего обучения

 

По мнению советского и российского педагога и психолога В.В. Давыдова, технология развивающего обучения представляет собой новый, активно-деятельностный способ организации образовательного процесса (в отличие от старого, построенного на объяснениях и иллюстрациях способа организации образовательного процесса).

Понятие и принципы развития личности

Развитие личности предполагает и физическую, и психическую трансформацию человека, т.е. переход от низшего к высшему.

Оно основано на следующих принципах:

  • имманентность – развитие является неотъемлемой частью личности, это закон природы;
  • биогенность – психическое развитие личности определяется наследственностью;
  • социогенность – психическое развитие личности зависит и от общества настолько, что отрицательные биогенные факторы могут быть практически на 100% «покрыты» социогенными факторами;
  • психогенность – человек как личность обладает способностью к саморегуляции и самоуправлению;
  • индивидуальность – человек как личность является уникальным;
  • нелинейность – человек как личность имеет свою скорость роста, использует случайные ускорения и сталкивается со случайными проблемами;
  • цикличность – в развитии личности действует всеобщий закон цикличности;
  • физический возраст выступает в качестве опоры психического развития личности, его как количественных, так и качественных показателей.

Технология развивающего обучения учитывает все, что было перечислено выше.

Структура образовательного процесса, организованного по технологии развивающего обучения

Структура образовательного процесса, организованного по технологии развивающего обучения представлена:

  1. Целеполагание. При этом развитие личности идет по таким качествам (направлениям), как целеустремленность, честь и достоинство, самостоятельность.
  2. Планирование. При этом развитие личности идет по таким качествам (направлениям), как инициатива, организованность, творчество.
  3. Реализация целей. При этом развитие личности идет по таким качествам (направлениям), как активность, дисциплина, любовь к трудовой деятельности.
  4. Анализ. При этом развитие личности идет по таким качества (направлениям), как оценка, ответственность, взаимоотношения.

Самые популярные методики технологии развивающего обучения

Самые популярные методики технологии развивающего обучения – это:

  1. Методика технологии развивающего обучения, разработанная Л.В. Занковым.
  2. Методика технологии развивающего обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
  3. Методики технологии развивающего обучения, разработанные И.П Волковым, Г.С. Альтшуллером и И.П. Ивановым.

Методика технологии развивающего обучения, созданная и доказанная Л.В. Занковым

Суть этой системы в:

  • обучении на повышенном уровне трудности и скорости;
  • главенстве теории над практикой;
  • осознании учениками того факта, что они учатся;
  • регулярной работе учителя по развитию личности всех учеников.

Методика технологии развивающего обучения, созданная и доказанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым

Эта система строится на:

  • самых общих понятиях науки, в которых можно проследить глубокие причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
  • фундаментальных исходниках – материалах, словах, числах и т.д.

Она направлена на то, чтобы:

  • формировать, в первую очередь, теоретическое, а не практическое сознание и мышление;
  • прививать и ЗУНы (знания, умения и навыки), и СУДы (способы умственной деятельности), но предпочтение отдавать последним;
  • использовать научную логику в учебной деятельности.

Спецификой методики технологии развивающего обучения, разработанной Д.Б. Эльконином и В.В. Давыдовым является то, что она:

  • предполагает целевую направленность образовательного процесса, при которой цели и задачи ставятся обучающимся и достигаются им творчески;
  • включает в себя моделирование;
  • побуждает к коллективизму.

Методики технологии развивающего обучения, созданные и доказанные И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером и И.П. Ивановым

Системы технологии развивающего обучения, созданные и доказанные И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером и И.П. Ивановым особенно актуальны для учебных заведений высшего профессионального образования.

В системе И.П. Волкова обращается внимание на важность обнаружения, учитывания и развития способности к творчеству. В системе Г.С. Альтшуллера – обучения творческой деятельности, в частности, решения проблем эвристического характера. А в системе И.П. Иванова – воспитания личности, которая вносит вклад в культуру и построение демократического государства.

Общим во всех трех системах является то, что они основываются не на последовательности предметов и тем в них, как в классической методике, а на объединении нескольких предметов или нескольких тем.

Они подойдут для всех дисциплин – гуманитарных, физико-математических и химико-биологических.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *