По мнению советского и российского педагога и психолога В.В. Давыдова, технология развивающего обучения представляет собой новый, активно-деятельностный способ организации образовательного процесса (в отличие от старого, построенного на объяснениях и иллюстрациях способа организации образовательного процесса).
Понятие и принципы развития личности
Развитие личности предполагает и физическую, и психическую трансформацию человека, т.е. переход от низшего к высшему.
Оно основано на следующих принципах:
- имманентность – развитие является неотъемлемой частью личности, это закон природы;
- биогенность – психическое развитие личности определяется наследственностью;
- социогенность – психическое развитие личности зависит и от общества настолько, что отрицательные биогенные факторы могут быть практически на 100% «покрыты» социогенными факторами;
- психогенность – человек как личность обладает способностью к саморегуляции и самоуправлению;
- индивидуальность – человек как личность является уникальным;
- нелинейность – человек как личность имеет свою скорость роста, использует случайные ускорения и сталкивается со случайными проблемами;
- цикличность – в развитии личности действует всеобщий закон цикличности;
- физический возраст выступает в качестве опоры психического развития личности, его как количественных, так и качественных показателей.
Технология развивающего обучения учитывает все, что было перечислено выше.
Структура образовательного процесса, организованного по технологии развивающего обучения
Структура образовательного процесса, организованного по технологии развивающего обучения представлена:
- Целеполагание. При этом развитие личности идет по таким качествам (направлениям), как целеустремленность, честь и достоинство, самостоятельность.
- Планирование. При этом развитие личности идет по таким качествам (направлениям), как инициатива, организованность, творчество.
- Реализация целей. При этом развитие личности идет по таким качествам (направлениям), как активность, дисциплина, любовь к трудовой деятельности.
- Анализ. При этом развитие личности идет по таким качества (направлениям), как оценка, ответственность, взаимоотношения.
Самые популярные методики технологии развивающего обучения
Самые популярные методики технологии развивающего обучения – это:
- Методика технологии развивающего обучения, разработанная Л.В. Занковым.
- Методика технологии развивающего обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
- Методики технологии развивающего обучения, разработанные И.П Волковым, Г.С. Альтшуллером и И.П. Ивановым.
Методика технологии развивающего обучения, созданная и доказанная Л.В. Занковым
Суть этой системы в:
- обучении на повышенном уровне трудности и скорости;
- главенстве теории над практикой;
- осознании учениками того факта, что они учатся;
- регулярной работе учителя по развитию личности всех учеников.
Методика технологии развивающего обучения, созданная и доказанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым
Эта система строится на:
- самых общих понятиях науки, в которых можно проследить глубокие причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- фундаментальных исходниках – материалах, словах, числах и т.д.
Она направлена на то, чтобы:
- формировать, в первую очередь, теоретическое, а не практическое сознание и мышление;
- прививать и ЗУНы (знания, умения и навыки), и СУДы (способы умственной деятельности), но предпочтение отдавать последним;
- использовать научную логику в учебной деятельности.
Спецификой методики технологии развивающего обучения, разработанной Д.Б. Эльконином и В.В. Давыдовым является то, что она:
- предполагает целевую направленность образовательного процесса, при которой цели и задачи ставятся обучающимся и достигаются им творчески;
- включает в себя моделирование;
- побуждает к коллективизму.
Методики технологии развивающего обучения, созданные и доказанные И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером и И.П. Ивановым
Системы технологии развивающего обучения, созданные и доказанные И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером и И.П. Ивановым особенно актуальны для учебных заведений высшего профессионального образования.
В системе И.П. Волкова обращается внимание на важность обнаружения, учитывания и развития способности к творчеству. В системе Г.С. Альтшуллера – обучения творческой деятельности, в частности, решения проблем эвристического характера. А в системе И.П. Иванова – воспитания личности, которая вносит вклад в культуру и построение демократического государства.
Общим во всех трех системах является то, что они основываются не на последовательности предметов и тем в них, как в классической методике, а на объединении нескольких предметов или нескольких тем.
Они подойдут для всех дисциплин – гуманитарных, физико-математических и химико-биологических.