Причина, по которой учащимся даётся самостоятельная работа, ясна любому: ученик получили новый материал, сделали несколько упражнений вместе с учителем и должны продемонстрировать свою способность справляться с подобными заданиями самостоятельно. Чаще всего самостоятельная работа рассматривается как формально оцениваемое задание, однако это не всегда так. Иногда можно ограничиться устным комментарием и дать учащимся ещё один шанс, особенно если предложенные задания представляют объективную сложность.
Проблема, с которой сталкиваются многие преподаватели – сравнительное однообразие самостоятельных работ. Тест, эссе, устное выступление… Казалось бы, «разгуляться» особо негде. Но если подойти к каждому из перечисленных видов заданий ответственно, то вы увидите, что и в их создании непочатый край работы. Кроме того, включив воображение, вы можете выйти за пределы этих форм или изменить их таким образом, чтобы увлечь учащихся и добиться ещё более прекрасных результатов.
Поговорим о тестах. Нет ничего более скучного, однообразного и предсказуемого, не так ли? Не совсем так. Хороший тест сделать гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Легко составить только плохой тест. Если же ваша задача – оценить знания студентов объективно, придётся поработать.
При создании теста нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, вы должны быть уверены, что проверяемый материал известен учащимся. Казалось бы, это же очевидно. Однако приведём небольшой пример. Объясняя разделительные вопросы ученикам, преподаватель даёт им тест из своих старых материалов. Класс не справляется с тремя вопросами из десяти. Это одни и те же вопросы, и учитель, взглянув на них (к сожалению, уже после самостоятельной работы), понимает, что не объяснил конструкцию разделительного вопроса с модальными глаголами. С глаголом to be объяснил, с настоящим, будущим и прошедшим временами – тоже. Поэтому ученики без затруднений пришивают «хвостики»: does she? didn’t you? aren’t they? Потом ученики видят предложение She can do it… Они заканчивают его, как считаю правильным, то есть неправильно: doesn’t she? Этот небольшой пример говорит не о том, что нужно объяснять сразу все правила построения разделительного вопроса, а о том, что, предлагая ученикам задание, вы должны быть уверены, что они знают всё необходимое для решения этого конкретного теста.
Следующее, что нужно помнить: тест проверяет не только память. Хороший тест должен измерять способность ученика использовать язык в реальных ситуациях, поэтому даже тестовые задания должны быть максимально аутентичными. Также нелишним будет почитать литературу о грамотном создании тестов. В бытовом понимании тест – это лёгкая «игрушка», недообразование, и чтобы создать его, не нужно особо напрягаться. Если такое отношение простительно людям без педагогического образования, то учителям – нет. Под разные задачи вы можете подбирать разные тесты: выбор вариантов ответов, вставка пропущенных слов, задание на соответствия и многие другие типы тестов прекрасно работают в руках опытного преподавателя, осознающего плюсы и минусы каждого отдельно взятого тестового задания.
Следующий классический вариант проверки знаний учащихся – сочинение, или эссе. Этот тип заданий направлен на демонстрацию способностей ученика развивать свои идеи и выражать их в письменной форме. Говоря об эссе в целом, всё больше специалистов сейчас считает, что время на выполнение этого задания должно быть увеличено: чем больше у учеников возможностей работать с отдельными частями и черновиками, тем лучше. Основательная «многослойная» работа ведёт к лучшим результатам. Сочинения – не линейные типы заданий, а «круговые»: учащиеся могут и должны пересматривать свои идеи, менять местами предложения, добиваться лучшей композиции и критически пересматривать уже выполненную работу. Соответственно, планируя такие виды работ, следует помнить о времени, которое вам потребуется для эффективного письма. Кроме того, перед самим написанием рекомендуется провести ряд уроков, подготавливающих учащихся к главному эссе, которое будет оценено. Накануне эссе учащиеся могут выполнять относительно небольшие задания: работа с планом, вступление, заключение, идеи для основной части и т.д. Кроме того, у студентов обязательно должна быть модель написания эссе. Чем больше таких моделей, тем лучше. В качестве образцов можно использовать работы успешных учеников, уже писавших на подобную тему. Другой вопрос в том, когда показывать модель ученикам. Если дать её сразу, это может повести учеников по одной, заранее заданной линии и сковать их собственные творческие способности. Поэтому эксперты рекомендуют демонстрировать модель после первого черновика: у учащихся уже есть своя работа, и теперь они могут сравнить её с образцовой, сделать выводы и исправить эссе в лучшую сторону.
Учащиеся обязательно должны понимать, по каким критериям будет оцениваться их письмо. Чем подробнее разработан ваш механизм оценки и чем он яснее ученикам, тем лучше. Ученики будут создавать письменную работу, учитывая ваши требования. Сравните: «Напишите эссе о вашем любимом писателе минимум на страницу. Эссе должно состоять из введения, основной части и заключения». Всё понятно? А так: «Напишите эссе о вашем любимом писателе. Во введении назовите того автора, о котором будете рассказывать. В основной части опишите а) почему вы выбрали именно его; б) какие его книги вы читали; в) как он повлиял на вас или ваше отношение к миру. В заключении подумайте о том, актуален ли этот писатель сейчас и порекомендуете ли вы его книги друзьям. Ваш вывод – логическое следствие основной части. Кроме того, не забудьте использовать в эссе лексику из последних двух уроков, посвящённых теме «Чтение». Чем больше слов из нового материала будет в вашем эссе, тем выше будет оценена работа. Кроме того, постарайтесь использовать конструкции с пассивным залогом там, где это уместно. Это наша последняя грамматическая тема, и мне бы хотелось посмотреть, как вы её усвоили». Итак, какое объяснение кажется вам более понятным? Это риторический вопрос.
Последний вид самостоятельной работы, который мы рассмотрим в этой статье, — презентация. Презентация даёт ученику возможность показать, как он говорит, представляет свои идеи в устной форме и организует их. Для успешной презентации необходима длительная целенаправленная подготовка: заметки, организация информации, поиск путей убедительного выступления, борьба с боязнью выступать на публике. Здесь от учителя требуется не менее подробный инструктаж, чем при подготовке эссе.
В работе учителя английского языка встречаются все перечисленные выше типы самостоятельных заданий. Вам следует помнить, что самостоятельными они становятся только на финишной прямой и успешное выполнение этих заданий зависит от того, насколько качественной и основательной была подготовительная работа.