Урок-практикум

Урок-практикум

Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.

Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.

Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум?

В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:

  • при прохождении новой темы, если информация доступна для обработки без посторонней помощи;
  • при обобщении новой темы;
  • при изучении способов решения проблем – например, уравнений.

Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки

Цель и задачи урока-практикума

Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:

  1. Проверка уровня освоенности темы.
  2. Формирование:
  • навыка коллективной деятельности;
  • навыка само- и взаимопроверки;
  • навыка объективной само- и взаимооценки.
  1. Развитие:
  • умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики;
  • умения выделять главное в большом объеме информации.
  1. Воспитание:
  • коммуникативности;
  • ответственности, любви к труду;
  • уважительного отношения к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.
  1. Повышение интереса к предмету.
  2. Проявление творческих способностей.

Виды урока-практикума

Есть несколько видов урока-практикума:

  • установочные;
  • иллюстративные;
  • тренировочные;
  • исследовательские;
  • творческие;
  • обобщающие.

Формы урока-практикума

Имеют место две формы урока-практикума:

  • практическая работа;
  • лабораторная работа.

Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные.

По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент. У него, в отличие от научного эксперимента, уже есть итог, правда, о нем не знают обучающиеся.

Типы урока-практикума

Типы урока-практикума:

  • урок-практикум углубления теории;
  • урок-практикум групповой обработки информации;
  • урок-практикум индивидуальной обработки информации;
  • урок-практикум контроля;
  • урок-практикум зачет;
  • урок-практикум комбинированного типа, сочетающий в себе несколько типов, например, урок-практикум группой обработки информации и урок-практикум зачет.

План урока-практикума

План урока-практикума включает в себя:

  1. Сообщение темы, цели и задач урока-практикума.
  2. Мотивация к уроку-практикуму.
  3. Ознакомление с планом и инструкциями урока-практикума.
  4. Подготовка учебной литературы и оборудования к уроку-практикуму.
  5. Непосредственное проведение урока-практикума.
  6. Выводу по уроку-практикуму.

Организация урока-практикума

Первое, что необходимо сделать для организации урока-практикума – конечно же, определиться с темой, целями и задачами. Далее:

  1. Немного ускориться в прохождении курса. Это необходимо для того, чтобы освободить как минимум два учебных часа на урок-практикум.
  2. Написать план (для учителя) и инструкции (для учеников). Требования должны соответствовать уровню подготовки обучающихся: сильным следует давать сложные задания, а слабым более «лояльные».
  3. Подготовить учебную литературу и оборудование. Нехватку или отсутствие оборудования можно компенсировать творческим заданием или контрольной работой в письменном виде.

Индивидуальный подход в организации урока-практикума

Несмотря на то, что на рассматриваемом нами уроке используется групповой подход, это не отменяет другого – индивидуального подхода в виде:

  • выполнении работы по образцу из учебника или с листа от учителя;
  • выполнении работы с таблицами и схемами;
  • выполнении работы с учебной литературой, в частности, словарями и справочниками.

На то, как пройдет урок-практикум, влияет, во-первых, уровень освоенности темы учениками и, во-вторых, опыт учителя. На таком уроке знания усваиваются намного лучше, так как складывается неформальная обстановка.