Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.
Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.
Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум?
В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:
- при прохождении новой темы, если информация доступна для обработки без посторонней помощи;
- при обобщении новой темы;
- при изучении способов решения проблем – например, уравнений.
Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки
Цель и задачи урока-практикума
Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:
- Проверка уровня освоенности темы.
- Формирование:
- навыка коллективной деятельности;
- навыка само- и взаимопроверки;
- навыка объективной само- и взаимооценки.
- Развитие:
- умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики;
- умения выделять главное в большом объеме информации.
- Воспитание:
- коммуникативности;
- ответственности, любви к труду;
- уважительного отношения к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.
- Повышение интереса к предмету.
- Проявление творческих способностей.
Виды урока-практикума
Есть несколько видов урока-практикума:
- установочные;
- иллюстративные;
- тренировочные;
- исследовательские;
- творческие;
- обобщающие.
Формы урока-практикума
Имеют место две формы урока-практикума:
- практическая работа;
- лабораторная работа.
Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные.
По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент. У него, в отличие от научного эксперимента, уже есть итог, правда, о нем не знают обучающиеся.
Типы урока-практикума
Типы урока-практикума:
- урок-практикум углубления теории;
- урок-практикум групповой обработки информации;
- урок-практикум индивидуальной обработки информации;
- урок-практикум контроля;
- урок-практикум зачет;
- урок-практикум комбинированного типа, сочетающий в себе несколько типов, например, урок-практикум группой обработки информации и урок-практикум зачет.
План урока-практикума
План урока-практикума включает в себя:
- Сообщение темы, цели и задач урока-практикума.
- Мотивация к уроку-практикуму.
- Ознакомление с планом и инструкциями урока-практикума.
- Подготовка учебной литературы и оборудования к уроку-практикуму.
- Непосредственное проведение урока-практикума.
- Выводу по уроку-практикуму.
Организация урока-практикума
Первое, что необходимо сделать для организации урока-практикума – конечно же, определиться с темой, целями и задачами. Далее:
- Немного ускориться в прохождении курса. Это необходимо для того, чтобы освободить как минимум два учебных часа на урок-практикум.
- Написать план (для учителя) и инструкции (для учеников). Требования должны соответствовать уровню подготовки обучающихся: сильным следует давать сложные задания, а слабым более «лояльные».
- Подготовить учебную литературу и оборудование. Нехватку или отсутствие оборудования можно компенсировать творческим заданием или контрольной работой в письменном виде.
Индивидуальный подход в организации урока-практикума
Несмотря на то, что на рассматриваемом нами уроке используется групповой подход, это не отменяет другого – индивидуального подхода в виде:
- выполнении работы по образцу из учебника или с листа от учителя;
- выполнении работы с таблицами и схемами;
- выполнении работы с учебной литературой, в частности, словарями и справочниками.
На то, как пройдет урок-практикум, влияет, во-первых, уровень освоенности темы учениками и, во-вторых, опыт учителя. На таком уроке знания усваиваются намного лучше, так как складывается неформальная обстановка.