Урок-конференция – одна из форм организации образовательного процесса, благодаря которой повышается интерес и мотивация учеников к предмету. Несмотря на то, что на таком уроке ученики разделяются на несколько групп, они обязательно должны выполнять работу и самостоятельно. Главная роль отводится учителю.
Цели урока-конференции
К основным целям урока конференции относятся:
- повторение пройденного курса, углубление в него;
- развитие умения анализировать информацию, выбирать самое важное из объемного текста;
- прививание навыка выступления перед большим числом людей;
- воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения.
Виды урока-конференции
Есть несколько видов урока-конференции:
- Тематические уроки-конференции.
- Профориентационные уроки-конференции.
- Уроки-конференции для прохождения нового курса.
Тематические уроки-конференции
Тематические уроки-конференции необходимы для того, чтобы обобщить информацию, систематизировать ее, а также узнать что-то новое.
Особенностью такого урока-конференции является то, что на нем должно быть много активных учеников – тех, у которых есть доклады и презентации, а также их оппонентов.
Для того чтобы остальные не оставались без дела, нужно предварительно выдать, например, таблицу или, скажем, опросник, в которые потребуется вносить данные. Они будут подтверждением того, что урок-конференция принес пользу всем присутствующим, так как ученики, которые не принимают непосредственного участия, будут вынуждены внимательнее слушать докладчиков и рефератчиков, продуктивнее и оперативнее мыслить.
Тематический урок-конференция может быть уроком-диспутом. Он предполагает выбор конкретной темы, всего лишь 2 – 3 доклада или реферата и дополнения к ним со стороны слушателей. В качестве арбитров можно позвать родителей учеников – так оценка достигнутого будет объективнее.
Профориентационные уроки-конференции
Спецификой профориентационного урока-конференции можно назвать то, что он требует трудоемкой и длительной подготовки, в том числе экскурсий по учебному заведению и предприятию, на котором студенты смогут начать свою профессиональную деятельность.
Уроки-конференции для прохождения нового курса
Урок-конференция для провождения нового курса подходят для старшеклассников и студентов из-за того, что они, во-первых, намного больше знают, чем ученики средних и, тем более, младших классов и, во-вторых, имеют хоть какие-то представления о своей будущей трудовой деятельности.
Подготовка к уроку-конференции
Подготовка к уроку-конференции является обязательной. Она включает в себя четыре этапа.
На первом этапе преподаватель определяет тему урока-конференции, ставит задачи и ограничивает время.
Определение темы урока-конференции
При определении темы урока-конференции следует учитывать то, что не рекомендовано первичное рассмотрение характеристик и свойств объектов, законов и теорий, явлений. Их целесообразнее обсуждать на обычном уроке, на том, где можно сочетать рассказ учителя с его беседой с учениками и их работой с учебником.
Вместо этого темой урока-конференции могут быть общие вопросы: истории открытий, описания технологических процессов. Такие вопросы легки для восприятия без посторонней помощи.
На втором этапе преподаватель приступает к прочтению теоретического материала. Использовать можно как библиотеки, так и интернет-ресурсы, а также другие источники, если они являются достоверными.
На третьем этапе преподаватель организует собрание обучающихся – как минимум за 2 недели. На нем нужно будет разделить класс на несколько групп в зависимости от психологических особенностей учеников, так, чтобы они были как можно лучше совместимы друг с другом. А также рассказать о теме урока-конференции, о том, что требуется от присутствующих и предоставить им методические рекомендации и список обязательной и дополнительной научной литературы. Кроме того, готовятся тексты (доклады, рефераты) и другое обеспечение – плакаты, стенды и т.д.
На четвертом этапе преподаватель отвечает на интересующие вопросы в индивидуальном порядке.
Началом урока-конференции является вступительные слова учителя, в частности, сообщение его плана проведения, задач, ограничения по времени. Далее говорят ученики.
В конце подводятся итоги.
Особенности урока-конференции
Первое, что следует сказать, говоря об особенностях урока-конференции – это то, что ученики должны иметь багаж знаний и навыков по работе с научной литературой – как «традиционной», печатной, так и электронной. В противном случае такой урок будет малоэффективным.
Точнее, урок-конференция оправдан, если обучающиеся умеют:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать таблицы, схемы, графики;
- выводить простейшие математические, физические и химические формулы;
- пользоваться оглавлениями и составлять библиографические списки.
Таким образом, урок-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.
Успешный урок-конференция
Успешный урок-конференция основан на:
- мотивированности учеников;
- правильном определении темы и четкой постановке задач учителем;
- составлении плана учителем;
- профессиональной консультации учителя как при подготовке к уроку-конференции, так и при его непосредственном проведении;
- объективной оценке;
- установлении форм отчетности и сроков ее представления учителем (помимо тех, которые упоминались выше – таблицы и опросника, это может быть контрольная работа, семинар).