Как сформировать мотивацию к учебе у подростка?

В подростковом возрасте потеря мотивации является распространённым явлением, поскольку пубертатный период заставляет менять ориентиры, переосмысливать свою жизнь и прежние ценности. Процесс обучения больше не кажется таким важным и нужным, подростку важнее доказать свою значимость и взрослость. Ключевую роль в формировании у подростка мотивации к получению знаний играют его родители.

Почему пропадает мотивация?

Причина, пожалуй, одна – школа в подростковом возрасте становится инструментом подавления собственного «Я». Этому способствуют различные факторы:

  1. Наступает момент падения авторитета взрослых, а значит, их требование хорошо учиться и получать образование больше не кажется правильным;
  2. Подросток замечает примеры успешных людей, для которых школа не сыграла решающей роли, напротив, тормозила их развитие;
  3. Неправильная подача материала учителем, либо грубость, негативное отношение к преподаванию и детям;
  4. Конфликты, травля в школе, нежелание возвращаться в учебное заведение, постоянный стресс;
  5. Первая влюбленность, романтические отношения, болезненные разрывы встают на первый план, а учеба начинает интересовать ребенка гораздо меньше;
  6. Тоже самое может возникнуть из-за вредных привычек и химических зависимостей, и как следствие – попадание компании, где получение образования считается глупой тратой времени, мешающей получать удовольствие.
  7. И, конечно, подростковый возраст приносит с собой проблемы со здоровьем: заболевания сердечно-сосудистой системы, щитовидной железы и т.д. снижают умственную и физическую активность ребенка, лишая его желания успешно учиться.

Что делать родителям?

В первую очередь, увидев, что ребенок больше не интересуется учебой, не хочет посещать учебное заведение, выполнять домашние задания и прочее, родителям важно не поддаваться панике и не провоцировать конфликт с ребенком. Ведь это заставит подростка закрыться в себе, лишит родителей возможности влияния и контроля, и решить проблему будет гораздо сложнее. Важно помнить – ребенок своими поступками транслирует то, чем не может поделиться, а значит важно разобраться в проблеме и причине ее возникновения.

Разговор с подростком – непростой процесс, однако он является первым и важным шагом. Его успех зависит от тщательной подготовки родителей – они должны в первую очередь изучить особенности возраста своего ребенка, как психологические, так и физиологические. Восстановить в памяти все, что наблюдали за своим ребенком на протяжении последних нескольких месяцев, проанализировать его поведение, действия, решения. Лишь обладая достаточным количеством информации о своем ребенке, можно начинать разговор.

Важно помнить, что главная цель – выяснить, почему подросток больше не хочет учиться. Вероятнее всего, он не сможет прямо назвать причину, но даст множество подсказок, которые родителям важно распознать. Чтобы это случилось, разговор должен происходить в спокойной обстановке, а родители должны излучать не злость и желание наказать или пристыдить, а стремление выслушать и помочь. Подросток должен знать, что им можно доверять.

Так или иначе, за один или несколько разговоров родителям удастся выяснить, почему у их ребенка попала мотивация к обучению, и дальнейшие их действия должны быть направлены в первую очередь на устранение этих причин, а затем на возвращение утраченной мотивации. Как это сделать? Однозначно сказать нельзя, все зависит от причинного комплекса. Однако существует ряд общих рекомендаций.

В первую очередь, родители сами должны понять, что их ребенок не будет учиться так, как хочется им. Нельзя требовать от него быть отличником, если это не является его целью. Так же необходимо выяснить, к чему стремится ребенок, чего он хочет. Понять, какие предметы в школе смогут помочь ему этого добиться. Объяснить, что двойки по одним предметам помешают получать хорошие оценки по другим, которые интересны и нужны. Можно рассказать о себе в подростковом возрасте – о своих любимых предметах, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, но особо не распространяясь о былых успехах.

Важно понять, чем можно помочь подростку, чего ему не хватает для нормальной учебы – возможно, ему необходимы дополнительные занятия с педагогом, или помощь родителей, или даже изменения на рабочем столе, где выполняются уроки. И, конечно, не забывать хвалить его за успехи. Для каждого ребенка очень важна похвала близких.

Основные ошибки родителей

Мамы и папы зачастую сами способствуют тому, что их ребенок теряет мотивацию и желание учиться. Это случается, когда они совершают типичные ошибки в воспитании подростка, формировании психологического климата в семье. Такими ошибками являются:

  1. Попытки решить все проблемы конфликтами;
  2. Неблагополучие в семье;
  3. Отсутствие четкой организации жизни подростка, в том числе его свободного времени;
  4. Хаотичное воспитание ребенка, отсутствие единых требований к нему, отступление от выбранных родителями тактик поведения;
  5. Применение негативных стилей воспитания ребенка, в которых имеют место агрессия, угрозы, насилие. То же самое касается и чрезмерной заботы и гиперопеки;
  6. Постоянные сравнения ребенка с другими, предъявление к нему завышенных требований и навешивание ярлыков;
  7. Попытки заставить ребенка добиться того, чего сами родители достичь не смогли, проецирование на него своих ожиданий от жизни.

Итак, пубертатный период является нелегким временем, и учеба подростком отодвигается на второй план. В это время родителям важно запастись терпением и просто быть рядом со своим ребенком, помогать и поддерживать, выстраивать доверительные отношения. Через время, когда подростковый возраст пройдет, дети обязательно скажут спасибо своим любящим и понимающим родителям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *