Интерактивные технологии обучения

Интерактивные технологии обучения

Интерактивные технологии обучения предполагает, что преподаватель и учащиеся становятся активными участниками учебной деятельности. Школьники осваивают материал, взаимодействуя между собой и с учителем. Интерактивность позволяет значительно повысить качество обучения, сделать осмысленным процесс получения знаний.

Особенности интерактивного обучения

Важное преимущество интерактивной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно в ходе группового взаимодействия.

Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся на уроке. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель – транслятором знаний.

Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников.

Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений.
В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде.

Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания.

Интерактивные методы

В арсенале учителя много методов интерактивного взаимодействия. Наиболее часто встречаются такие:

  • дискуссия и диспут;
  • деловая и ролевая игры;
  • мозговой штурм;
  • исследовательские, информационные и творческие проекты.

Цели использования интерактивного обучения

  • Ученики максимально вовлекается в процесс обучения.
  • Совершенствуются навыки группового взаимодействия.
  • Для обучающегося меняется роль на уроке: от объекта обучения к эффективно действующему субъекту.
  • Более качественное усвоение учебного материала.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Принципы интерактивной технологии обучения

  • Используют интерактивные методы, чтобы предъявить новый материал.
  • Рациональное деление содержания занятия на отдельные элементы.
  • Этапы занятия взаимосвязаны и логически следуют один из другого.
  • Содержание каждого этапа занятия имеет целью воспитание, развитие, обучение учащихся.
  • Ход занятия, промежуточные результаты, итог урока понятны всем участникам образовательного процесса. Учитель наблюдает на уроке за деятельностью каждого ученика.

Роль преподавателя

  • Преподаватель выбирает оптимальные интерактивные методы в соответствии с поставленными образовательными целями. Продумывает ход урока, выбирает форму рефлексии.
  • На уроке учитель занимает позицию консультанта, наставника и помогает школьникам самостоятельно находить информацию, осваивать новые навыки.
  • Преподаватель организует совместную деятельность учащихся. Выступает в качестве модератора – специалиста, устраняющего конфликты, возникающие при групповом взаимодействии.

Преимущество интерактивных технологий обучения

— для учащихся

  • Повышается мотивация, связанная с познавательной деятельностью.
  • Уровень тревожности у школьников снижается. Ребенок в процессе интерактивного урока приобретает уверенность в своих силах.
  • Знания усваиваются более эффективно, благодаря совместной деятельности.
  • Эмоциональный климат в детском коллективе улучшается.

— для учителя

  • Учебное время используется более эффективно.
  • Снижение нагрузки на уроке. Ученики большую часть учебного времени работают самостоятельно.

Основные трудности интерактивных технологий обучения

— для учащихся

  • У учащихся не достаточно знаний и опыта для самостоятельной познавательной деятельности без участия преподавателя.
  • В группах возникают конфликты, потому что одни ученики могут присваивать результаты труда других.
  • Есть дети, которые не могут работать к команде.

— для учителя

Чтобы групповая деятельность была эффективна, необходимо обучить учащихся правилам работы в группе. Для этого необходимо найти время, часто в ущерб другим урокам.

  • Для организации групповой деятельности требуются специальные умения.
  • В классе всегда найдутся школьники, которые не хотят работать в группе. Преподавателю необходимо включить их в общий учебный процесс.

Структура урока интерактивного обучения

Интерактивный урок, на котором ученики активно взаимодействуют, структурно отличается от традиционного. Выделяются следующие этапы урока:

  1. Организация начала занятия. Разделить учащихся на группы, в которых в дальнейшем пройдет вся основная работа на уроке.
  2. Мотивация, постановка целей урока. Выбираются разные способы стимулировать познавательный интерес: видеофрагменты, цитаты, проблемные задания.
  3. Формирование ожиданий учащихся. Планирование результатов урока. Учащиеся в начале занятия должны понимать, какого результата в конце занятия достигнут.
  4. Предъявление новой информации.

Учебный материал подается разными способами в зависимости от цели урока:

  • Интерактивная лекция. Преподаватель побуждает учеников к активной умственной деятельности, организует обратную связь. Объясняя материал, предъявляет опорные конспекты, предлагает по ходу лекции заполнить кластер-схему, задает проблемные вопросы.
  • Проблемное задание. В групповом обсуждении учащиеся, решая проблему, самостоятельно открывают новое знание.
  • Презентация мини-проектов. Учащиеся предъявляют мини-проекты или мини-исследования, которые выполняли дома. Сделанные в ходе исследования выводы выводят на новые знания.

5. Практическое усвоение нового материала. Организация многостороннего обсуждения с использованием одного или нескольких методов интерактивной деятельности.

6. Рефлексия. Полученные результаты сравниваются с запланированными в начале урока.

Перспективы развития интерактивных технологий обучения

Сегодня в условиях ФГОС технология интерактивного обучения считается самой прогрессивной. Технология позволяет сформировать не только предметные, но и метапредметные, а также личностные компетенции учащихся. Интерактивное обучение школьников формирует самое главное умение современного человека – учит учиться.