Интерактивные технологии обучения предполагает, что преподаватель и учащиеся становятся активными участниками учебной деятельности. Школьники осваивают материал, взаимодействуя между собой и с учителем. Интерактивность позволяет значительно повысить качество обучения, сделать осмысленным процесс получения знаний.
Особенности интерактивного обучения
Важное преимущество интерактивной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно в ходе группового взаимодействия.
Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся на уроке. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель – транслятором знаний.
Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников.
Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений.
В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде.
Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания.
Интерактивные методы
В арсенале учителя много методов интерактивного взаимодействия. Наиболее часто встречаются такие:
- дискуссия и диспут;
- деловая и ролевая игры;
- мозговой штурм;
- исследовательские, информационные и творческие проекты.
Цели использования интерактивного обучения
- Ученики максимально вовлекается в процесс обучения.
- Совершенствуются навыки группового взаимодействия.
- Для обучающегося меняется роль на уроке: от объекта обучения к эффективно действующему субъекту.
- Более качественное усвоение учебного материала.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Принципы интерактивной технологии обучения
- Используют интерактивные методы, чтобы предъявить новый материал.
- Рациональное деление содержания занятия на отдельные элементы.
- Этапы занятия взаимосвязаны и логически следуют один из другого.
- Содержание каждого этапа занятия имеет целью воспитание, развитие, обучение учащихся.
- Ход занятия, промежуточные результаты, итог урока понятны всем участникам образовательного процесса. Учитель наблюдает на уроке за деятельностью каждого ученика.
Роль преподавателя
- Преподаватель выбирает оптимальные интерактивные методы в соответствии с поставленными образовательными целями. Продумывает ход урока, выбирает форму рефлексии.
- На уроке учитель занимает позицию консультанта, наставника и помогает школьникам самостоятельно находить информацию, осваивать новые навыки.
- Преподаватель организует совместную деятельность учащихся. Выступает в качестве модератора – специалиста, устраняющего конфликты, возникающие при групповом взаимодействии.
Преимущество интерактивных технологий обучения
— для учащихся
- Повышается мотивация, связанная с познавательной деятельностью.
- Уровень тревожности у школьников снижается. Ребенок в процессе интерактивного урока приобретает уверенность в своих силах.
- Знания усваиваются более эффективно, благодаря совместной деятельности.
- Эмоциональный климат в детском коллективе улучшается.
— для учителя
- Учебное время используется более эффективно.
- Снижение нагрузки на уроке. Ученики большую часть учебного времени работают самостоятельно.
Основные трудности интерактивных технологий обучения
— для учащихся
- У учащихся не достаточно знаний и опыта для самостоятельной познавательной деятельности без участия преподавателя.
- В группах возникают конфликты, потому что одни ученики могут присваивать результаты труда других.
- Есть дети, которые не могут работать к команде.
— для учителя
Чтобы групповая деятельность была эффективна, необходимо обучить учащихся правилам работы в группе. Для этого необходимо найти время, часто в ущерб другим урокам.
- Для организации групповой деятельности требуются специальные умения.
- В классе всегда найдутся школьники, которые не хотят работать в группе. Преподавателю необходимо включить их в общий учебный процесс.
Структура урока интерактивного обучения
Интерактивный урок, на котором ученики активно взаимодействуют, структурно отличается от традиционного. Выделяются следующие этапы урока:
- Организация начала занятия. Разделить учащихся на группы, в которых в дальнейшем пройдет вся основная работа на уроке.
- Мотивация, постановка целей урока. Выбираются разные способы стимулировать познавательный интерес: видеофрагменты, цитаты, проблемные задания.
- Формирование ожиданий учащихся. Планирование результатов урока. Учащиеся в начале занятия должны понимать, какого результата в конце занятия достигнут.
- Предъявление новой информации.
Учебный материал подается разными способами в зависимости от цели урока:
- Интерактивная лекция. Преподаватель побуждает учеников к активной умственной деятельности, организует обратную связь. Объясняя материал, предъявляет опорные конспекты, предлагает по ходу лекции заполнить кластер-схему, задает проблемные вопросы.
- Проблемное задание. В групповом обсуждении учащиеся, решая проблему, самостоятельно открывают новое знание.
- Презентация мини-проектов. Учащиеся предъявляют мини-проекты или мини-исследования, которые выполняли дома. Сделанные в ходе исследования выводы выводят на новые знания.
5. Практическое усвоение нового материала. Организация многостороннего обсуждения с использованием одного или нескольких методов интерактивной деятельности.
6. Рефлексия. Полученные результаты сравниваются с запланированными в начале урока.
Перспективы развития интерактивных технологий обучения
Сегодня в условиях ФГОС технология интерактивного обучения считается самой прогрессивной. Технология позволяет сформировать не только предметные, но и метапредметные, а также личностные компетенции учащихся. Интерактивное обучение школьников формирует самое главное умение современного человека – учит учиться.