Урок-сочинение

Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.

 

Цель урока-сочинения

Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:

  1. Развитие:
  • речи и письма, в том числе построения предложений;
  • орфографического и пунктуационного «зрения»;
  • лексикона;
  • умения использовать теорию на практике.
  1. Воспитание:
  • ответственного отношения к работе; любви к работе;
  • аккуратности;
  • интереса к прекрасному.

Виды урока-сочинения

Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Урок-сочинение-описание.
  2. Урок-сочинение-повествование.
  3. Урок-сочинение-рассуждение.

Урок-сочинение-описание

Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:

  • сочинение-описание картины;
  • сочинение-описание героя.

Особенностью таких сочинений является то, что в них должен быть плавный переход от общего к частному. Главное, что необходимо для того, чтобы написать сочинение-описание на «отлично» – это не ошибиться с художественно-выразительными средствами.

Урок-сочинение-повествование

Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.

По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.

Урок-сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.

Также сочинения можно разделить на две группы:

  1. Сочинения на репродуктивную тему.
  2. Сочинения на творческую тему.

Сочинения на репродуктивную тему

Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.

Сочинения на творческую тему

Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.

Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:

  1. Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
  2. Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.

Организация урока-сочинения

В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:

  1. Этап подготовки.
  2. Этап непосредственного проведения урока-сочинения.
  3. Этап подведения итогов.

Организация урока-сочинения: первый этап – подготовка

Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.

Организация урока-сочинения: второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения

На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задач. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.

Организация урока-сочинения: третий этап – подведение итогов

На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:

  1. Проработайте тему сочинения:
  • предложите ученикам самостоятельно выбрать тему сочинения: например, по «Отцам и Детям» И.С. Тургенева это может быть «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе»;
  • скажите ученикам, чтобы они определили, какой является тема сочинения – широкой или узкой;
  • попросите учеников проанализировать слова в теме сочинения;
  • раздайте ученикам сочинения, которые написаны с уходом от темы и дайте задание найти, что именно не так.
  1. Установите границы темы сочинения и найдите главную мысль.
  2. Составьте план сочинения, который, не важно, какая тема, будет иметь три части:
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.
  1. Соберите материал.
  2. Непосредственно напишите сочинение. Если есть возможность, то воспользуйтесь черновиком. В сочинении не будут лишними:
  • небольшое рассуждение по заголовку;
  • диалог с воображаемым собеседником;
  • цитаты, пословицы и поговорки;
  • пару слов о писателе или произведении;
  • свое впечатление по теме сочинения.
  1. Проверьте сочинение. Сделать это можно тремя способами:
  • самопроверкой;
  • взаимной проверкой;
  • комплексной проверкой.
  1. Проанализируйте сочинение.

Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *