Формы проведения факультативов по литературе

b8Эффективность факультативных занятий зависит не только от продуманного планирования, но и от методики их проведения, которая обычно включает три основных этапа.

Первый этап – подготовительный, на котором определяются задачи факультатива, намечается план его работы, дается общая характеристика проблемы, выделяются частные вопросы, распределяются задания между учащимися, даются предварительные рекомендации по оформлению и подготовке выступлений на факультативе. Главное на этом этапе – настроить учеников на интересную и серьезную работу, доказать им, что в ней является основным.

Второй этап – главный, в ходе которого школьники знакомятся с конкретными произведениями, проблемами, ведут активную творческую работу, объем которой зависит от конкретных целей занятий.

Третий этап – заключительный – представляет собой подведение итогов работы учащихся на факультативе.

Чрезвычайно актуальным является вопрос о самой организации, методических формах и приемах проведения факультативных занятий. Они не должны повторять поурочное занятия. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы они были разнообразными, интересными, чтобы предпочтение отдавалось самостоятельной, поисковой и творческой работе учащихся. Поскольку изучение литературы на факультативе базируется в основном на самостоятельных формах работы его участников, это приближает специфику и методику их проведения к методике высшей школы. Выбор конкретной методической формы проведения факультатива обуславливается и психолого-возрастными особенностями учащихся, их познавательными возможностями, самой тематикой факультатива, конкретными целями его проведения.

Наиболее распространенными формами работы на факультативе являются лекция, семинарские занятия, практические занятия, беседа, дискуссия, научная конференция, комбинированные занятия, которые по своей структуре приближаются к внеклассным мероприятиям (мини-олимпиады, путешествия). Кроме того, на факультативных занятиях можно предусматривать и написание творческих работ разных жанров и их обсуждение.

Одной из наиболее применяемых форм работы на факультативе является лекция. В ходе ее учитель использует перед учениками систему знаний, формирует их мировоззрение, стимулирует на самостоятельный творческий поиск. Готовясь к лекции по факультативе, учитель должен предусмотреть, что ученики будут делать на каждом конкретном этапе.

Лекцию на факультативе необходимо сочетать с другими приемами работы: рефератами, сообщениями учащихся, разговорами.

В рамках факультатива можно проводить семинарские занятия как средство приобщения учащихся к реализации поставленных целей и задач. Суть семинарских занятий заключается в том, что после подготовительной работы учащиеся самостоятельно готовятся к раскрытию конкретного вопроса или проблемы. Структура проведения семинара выбирается учителем; основное внимание чаще всего обращается на проблемы, с которыми ученики знакомились самостоятельно, при наблюдении над художественными текстами, научной литературой. Проверка самостоятельно усвоенного материала может быть проведена в форме коллоквиум, обсуждения написанных учениками докладов, их рецензирования учениками-оппонентами.

При проведении факультативных занятий в форме практических занятий необходимо обращать внимание на форму художественного произведения, исследование приемов создания характеров, раскрытие теоретико-литературных проблем. Здесь можно предлагать выполнение самостоятельных творческих работ небольшого размера.

Заключительное занятие по факультативе целесообразно проводить в форме беседы, которая приобретает универсальный характер и отличается от обычной урочной беседы, прежде всего, условиями проведения. Ученики на таких занятиях аргументируют свои впечатления, учатся защищать высказанную мысль. Учителю для данной беседы следует подобрать проблемные вопросы или вопросы, которые еще раз сосредоточат внимание учеников на сравнении разных видов искусства, чтобы ученики приобрели навыки установления связи между художественными произведениями и произведениями смежных видов искусства.

В настоящее время на факультативах предусмотрена и такая новая, нетрадиционная форма работы с фактическим материалом на факультативе, как написание творческих работ. Цель их – развитие научно-исследовательских способностей учащихся, выработка навыков самостоятельного анализа литературных произведений, умение работать с литературно-критическими статьями.

Еще одной из эффективных форм обучения на факультативе может стать научная конференция, которая способствует выработке у учащихся навыков научного исследования, творческого осмысления критического материала.

Надлежащее место среди форм работы на факультативах в последнее время заняли и так называемые комбинированные занятия (научные конференции, выпуск специальных сборников, школьных газет, проведение литературных вечеров и др.), которые тесно связаны с внеклассной и внешкольной работой. Такая взаимосвязь придает факультативным занятиям большую целеустремленность, создает определенную психологическую перспективу.

При выборе тех или иных методических приемов работы на факультативе необходимо учитывать и склонность его участников к определенной форме литературной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *