Создание проблемной ситуации на уроке

trudnaya-zadachaВ настоящее время от педагога требуется не только передача готовых знаний, но также и научить ученика понимать и разбираться в теме самостоятельно. Одна из технологий, позволяющих сделать это – создание проблемной ситуации на уроке. Состоит она в том, чтобы во время занятия создать проблемное положение с целью активизации самостоятельной деятельности ученика для их решения. В таком случае, наблюдается творческий подход к познанию материала или же какого-либо умения. При помощи создания проблемной ситуации на занятии, развиваются мыслительные способности.

Вместо технологий преподавания, которые использовались многие столетия, так называемая, традиционная методика, на смену приходят новые методики и технологии. Прежде всего, такие подходы направлены на то, чтобы дать обучающемуся проявить свою инициативу и самостоятельность. В итоге при такой методике обучения получается сильная и уверенная в себе личность, которая способна помочь развитию общества в будущем.

Для этого одних усвоенных знаний мало. Необходимы определённые качества характера, которые должны позволить ученику в будущем создавать нестандартные методы решения в той или иной затруднительной ситуации.

Такой подход на занятии даёт возможность ученику не просто записывать материал, а думать и больше говорить, вследствие этого у них более активно формируется как речь, так и мышление. При помощи такого способа ведения уроков, у воспитанников развиваются творческие способности, они пытаются отстояться своё собственное мнение и гораздо больше проявляют инициативу.

Они учатся думать, в настоящее время, очень малое количество преподавателей именно стараются научить мыслить ученика, а не просто вложить в него необходимые для контрольной или самостоятельной работы знания.

Существует некоторое преимущество использования данной технологии. Ведь проблемное обучение можно применять в любом классе и при преподавании совершенно любого предмета. Овладение знаниями, это, прежде всего, творческое занятие. Оно включает в себя 4 этапа.

  1. Установка проблемы, воспитанник должен понять, в чём суть проблемной ситуации.
  2. Воспитанник должен понять, как решить данный затруднительный случай.
  3. Далее обучающемуся необходимо изложить способ его решения.
  4. Завершающий этап – реализация своего плана.

Как подготовиться к проблемному уроку?

Чтобы замотивировать воспитанников и побудить их самостоятельно изучать материал и сформировывать метапредметные мыслительные операции – наиболее целесообразно будет создать проблемное положение в самом начале занятия. На первом этапе введения новой информации. Это один из приёмов мотивации познавательного вида. Её преимуществом является то, что она оказывается своё влияние практически на всю группу, как преуспевающих детей, так и отстающих. На протяжении этого этапа занятия у воспитанников формируются следующие УУД.

  1. Познавательные. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать полученную информацию. Также воспитанники развивают свою речь, когда озвучивают свои мысли по этому поводу, пытаются самостоятельно вывести и сформулировать понятие.
  2. Коммуникативные. То, что воспитанники общаются между друг другом на уроке, развивает их коммуникативные способности. Они учатся говорить более развёрнуто и аргументировано, при этом учитывают разные мнения  и пытаются объяснить своё суждение.
  3. Регулятивные. Преподаватель может заметить трудности, с которыми столкнулся каждый воспитанник в понимании и усвоения новых знаний индивидуально.
  4. Личностные. По многим педагогическим системам, этот параметр самый важный. Ведь при проблемной ситуации на занятии обучающийся приобретает способность к саморазвитию. Помимо этого, у воспитанника появляется стимул к познанию нового материала.

Преподавателями, с целью осознания проблемной ситуации на уроке обучающимися, может использоваться побуждающий диалог. Таким образом, воспитанники осознают возникшее затруднение на занятии. Педагог в таком случае должен представить отдельные вопросы или предложения, которые позволяет воспитанникам осознать противоречия, а также попытаться сформулировать тему занятия самостоятельно.

Такой подход к преподаванию на занятии очень часто интересен самим воспитанникам. Также это позволяет добиться их самостоятельной активности на уроке. Существуют разные способы, которые способствуют этому. К примеру, работа в парах, группах или же учебный диалог.

Как создать проблемную ситуацию на занятии?

Условно, проблемные ситуации на занятии можно разделить на два вида. Это проблемное положение с удивлением и проблемное положение с затруднением.  Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций для каждого из этих видов.

Для создания проблемных положений на занятии с удивлением используются три приёма.

  1. Вместе предъявить две мысли, которые противоречат друг другу.
  2. При использовании вопросов или заданий столкнуть разные мысли и высказывания воспитанников.
  3. Данный приём, можно подразделить на две ступени. В первой ступени необходимо показать житейское представление у воспитанников при помощи практического задания с целью их ошибки или же вопроса. На второй ступени необходимо сообщить сам научный факт либо наглядно при помощи эксперимента, либо простым сообщением.

Для того чтобы возникли проблемные положения с затруднением, также можно использовать три приёма.

  1. Преподаватель может дать практическое задание, выполнить которое невозможно. Воспитанник в этом случае более активно включается процесс, особенно преуспевающие ученики.
  2. Педагог может заставить учеников выполнять практическое задание, которое имеет решение, но абсолютно не похоже не предыдущее задание.
  3. Также преподаватель может дать ученикам невыполнимое задание, но похожее на предыдущее, которое было успешно решено. После этого педагогу необходимо будет доказать, что ученики не смогли его выполнить.

Как поставить проблему на уроке?

Для этого используется несколько методов.

  1. При помощи вопросов и предложений, которые подтолкнут воспитанника к постановке проблемы. Наиболее целесообразно использовать данную методику для сильных учеников, при помощи этого развиваются творческие умения воспитанника.
  2. Существует, так называемый подводящий диалог, его суть заключается в том, что при помощи наводящих вопросов и высказываний ученик должен сам понять мысль. В этом случае ответ воспитанника, способный вас удивить, практически никогда не прозвучит. Педагог постепенно подводит ученика к нужной мысли. В  составе такого диалога могут использоваться и прежние знания ученика, а также можно использовать приёмы анализа или сравнения. Данная методика особенно актуальна для воспитанников с плохой успеваемостью.
  3. Педагог может озвучить тему занятия, используя какой-либо мотивирующий приём. Например, применив приём «яркого пятна», загадка, забавная история, сказка, легенда и так далее. Можно также предложить воспитанникам решить кроссворд, где ключевое слово и будет основная тема урока. В данной методике имеет большую популярность и другой приём, который носит название «Актуальность». При помощи наводящих вопросов руководителя, воспитанники понимают роль изучаемой темы в своей жизни. При использовании приёма «Актуальность», ученики не получают никакого развития, но тема для них становиться несколько интереснее. При использовании сразу двух вышеперечисленных способов одновременно, педагог добивается как интереса учеников, так и их развития.

Примеры

Для создания проблемного положения на занятии при помощи удивления можно предоставить группе противоречивую информацию.

К примеру, для начальных классов на уроке математики можно использовать такой метод постановки проблемной ситуации.

Необходимо расставить скобки.

9 – 4 + 3 = 8

и

9 – 4 + 3 = 2

После этого стоит обратить внимание учеников на то, что выражения слева одинаковые, а ответы в конечном итоге получаются совершенно разные.

Помимо этого, вы можете столкнуть мнение некоторых учащихся. В итоге у них появляется возможность высказать своё мнение и оспорить высказывание своего одноклассника.

При прохождении такого материала, как сложные слова, можно поинтересоваться у воспитанников, существуют ли слова в русском языке, в которых может встречаться больше одного корня. Попросить назвать такое слово и подобрать корни к нему. В итоге при столкновении разных мнений возникнет диалог между обучающимися, который побудит их аргументировать свою точку зрения.

Ещё одним практическим примером методики, которая позволяет развить самостоятельность и коммуникабельность учеников – эта работа в группах. Учитель разбивает весь учебный класс на несколько групп и даёт им одно задание на всю группу. Далее необходимо наблюдать за работой каждой группы индивидуально. Необходимо побудить воспитанников к созданию гипотезы. При использовании данного примера никогда не давайте оценку итогов воспитанников. Любое решение задачи необходимо принять.

В заключение

Такие социально-культурные нормы личности обязывают, чтобы человек был самостоятельным, мог проявлять инициативу, а также личностный потенциал. В настоящее время, педагоги должны не только давать знания ребёнку, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Преподаватели обязаны подготовить своих воспитанников к предупреждению жизненных проблем и самостоятельному их решению. Методика создания проблемных ситуаций на занятиях обладает рядом преимуществ.

Во-первых, создаются условия, чтобы воспитанники развивали свою наблюдательность, понимание, а также активизируется познавательная и умственная деятельность ученика. Во-вторых, это способствует развитию ответственности и самостоятельности, а также помогает проявлять инициативу и активизирует деятельность воспитанника.

Ко всему этому, поскольку обучающийся приобретает знания в ходе самостоятельной деятельности, он их гораздо лучше запоминает, и новая информация прочно закрепляется у него в голове. Также не стоит забывать, что данная методика нацелена, прежде всего, на то, чтобы сформировать нестандартное мышление учеников.

Благодаря вышеперечисленным преимуществам, методика создания проблемной ситуации  на занятии является одной из самых оптимальных для развития и обучения воспитанников любого возраста. В последнее время педагоги её используют всё чаще и чаще, поэтому в будущем стоит ожидать детей, способных проявлять инициативу, мыслить нестандартно и отстаивать своё мнение.  Не забывайте, что вы можете подвести ученика к знаниям, но стоит ли учиться – решать только ему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *