Рефлексия

biakzxqrtРефлексия, это не только смайлики. Рефлексия является важной этап современного урока. Она делает урок законченным. Ученик может осмыслить, какие новые знания умения и навыки он получил на этом уроке. Оценить свое состояние и настроение. Задуматься, что же он не понял и что ему еще следует изучить. Оценить как свою работу на уроке, так и работу своих одноклассников.
Не стоит недооценивать на уроке этап рефлексии. Не надо сводить его к формальному проведению. При правильном проведении она может дать массу полезной информации для учителя. Учитель лучше поймет настроение класса и проблемы, с которыми столкнулись учащиеся во время урока, а также поможет поставить цели на следующий урок.
Ученики сконцентрируют внимание на своих ощущениях, сформулирует, какие проблемы у них возникли на уроке, а также узнают проблемы своих одноклассников. Все вместе сделают вывод.

Когда проводить рефлексию

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, лишь бы это было целесообразно.
В начале урока для установления контакта с классом, выявления его эмоционального состояния и поднятия настроения можно провести голосование смайликами. Можно спросить, на сколько трудным было домашнее задание.
В процессе изучения нового материала можно проконтролировать, все ли понятно на данном этапе объяснения. Я провожу такой опрос о в середине урока, когда начинает понижаться внимание. Сначала прошу поднять руки тех учащихся, кому все понятно. Потом тех учащихся, кто объяснения не понял. Просьба же, поднять руки тех, кто не все понял, сразу и поднимает настроение в классе. Учащиеся поднимают руки и вращают пальцами. После этого концентрация внимания в классе резко увеличивается, я еще раз повторяю объяснение. После этого еще раз провожу опрос, и уже почти все учащиеся поднимают руки и показывают, что все ясно.
Особенно целесообразно проводить рефлексию в конце урока.
Главное- не злоупотреблять и не увлекаться. Все должно быть в меру и к месту.

Виды рефлексии

Существуют разные критерии классификации рефлексии.
При проведении рефлексии у учителя есть огромный большой выбор, как ее провести, ограничивающийся только полетом его фантазии. Устно или письменно, в форме опроса, анкетирования, творческого задания, выбора варианта ответа. При этом ее можно провести в коллективном, групповом или индивидуальном формате.
Тест рефлексии можно классифицировать по количеству вопросов и числу вариантов ответов.
Обычно градация оценок колеблется от двух до 10 вариантов ответов.
Примеры двух вариантов ответов
да нет
0 или 1
+ –
Тучка или солнышко
Красная карточка или зеленая

Самой распространённой классификацией, является классификация по цели:
эмоциональная рефлексия
Обычно эмоциональную рефлексию проводят в начале или в конце урока.
В начале урока проводят, чтоб заинтересовать учащихся, настроить на рабочий лад и поднять настроение.
В конце урока посмотреть не снизился ли интерес учащихся к концу урока.
– рефлексия содержания
Рефлексия содержания обычно проводится в конце урока для того, что бы вовремя диагностировать, где у учащихся возникли затруднения и на что надо обратить внимание на следующем уроке.
– рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности проводится обычно в конце урока. Ее также можно использовать при проверке домашнего задания. Применение этой рефлексии помогает учащимся оценить активность и осознать свою деятельность.

Этапы обучения рефлексии

1 этап
Учащиеся анализируют свое настроение. Для начала им можно предложить два варианта ответов: весело и грустно. Потом можно расширить количество вариантов ответов. Когда учащиеся научатся делать свой выбор можно предложить им самим нарисовать или написать ответ.
2 этап
Следующим этапом учащиеся учатся анализировать свои успехи. Для этого можно сначала проанкетировать учащихся, как они усвоили материал, а потом протестировать. После этого ученики сами увидят насколько была адекватна их оценка, и смогут скорректировать дальнейшие действия.

3 этап
После того, как учащиеся научатся адекватно оценивать свои успехи можно переходить к анализу работы одноклассников
4 этап
И наконец, последний этап, учащиеся приступают к анализу работы группы как своей, так и других. Умение анализировать работу группы поможет им правильно распределить обязанности в группе, способствует пониманию своих одноклассников и тем самым создаст более доброжелательную и творческую атмосферу.

Ошибки, которых можно избежать

-Если у Вас баллы и смайлики, хотя бы на первых порах необходимо словесное объяснение.
Все ясно, не все понял, ни чего не понял
-Не стоит проводить рефлексию с классом первый раз на открытом уроке. Дети и так волнуются, а тут еще новый вид деятельности. Они сразу начнут волноваться, переспрашивать и окончание урока будет скомкано. Лучше потренироваться на обычных уроках, а на открытом уроке провести привычную для учащихся рефлексию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *