Универсальные учебные действия

0009-003Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения,  целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание: определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Я знаю

Я могу узнать

Какие темы для этого нужно повторить
 

 

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Что такое религия? Что я хочу узнать о религии древних греков? Что нового я узнал на уроке?
 

 

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД  – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Комментарии 10

  • У вас опечатка. Вместо “Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно”, следует писать “теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не усвоивших определённых знаний и умений, но зато умеющих имитировать их добычу самостоятельно”

    • Андрей! В точку! Такое ощущение, что “креативщики” из минобра или околоминобровских учреждений, создавших ФГОСы занимаются типа научной деятельностью, и на этой теме, типа, творческого подхода в образовании, защищают диссертации и “осваивают” бюджет реформы образования. По факту, уровень образования падает прямо пропорционально скорости внедрения этих ФГОС.
      А причина банальна – новыми ФГОСами целью образование определено не получение ЗУН (знаний-умений-навыков), а “всестороннее развитие личности” в качестве критерия сформированености которой выступают СУД (способы умственных действий).
      То есть, знания не нужны, нужны способы действий. Интересно, далеко ли уйдет страна на таком уровне образования? Управлять-то населением с таким образованием будет легко, это да. Но кто-то же должен и ракеты конструировать, и технологии разрабатывать? На Запад надеемся? Или “после нас хоть трава не расти”?

    • Полностью согласна!!!

  • Задолбал этот бред. Это-же шизофрения!!!

  • Все эти технологические карты, УУД, ФГОС — одни словеса людей которые очень далеки от школы и оправдывают свою зарплату словарным мусором, который не даёт ни помощи учителям, ни знания ученикам. Если учитель не обладает талантом и творческим подходом ни какие УУД, карты и уложенные в неё слова не помогут провести интересный, познавательный урок. И наоборот если педагог действительно талантлив и любит свою работу его уроки не уложатся в стандарт этих «заумных» слов. Невозможно причесать под одну гребенку урок физкультуры, музыки, математики, истории … Да и учителя прежде всего ЛЮДИ с разным видением, чувствами, талантом, логикой и т.д. Неужели я на уроке буду читать в карте как мне поздороваться с детьми, какими УУД это будет “обзываться”, что будут делать дети если я им задам вопрос? Это естественно – дети отвечают на вопросы, причем чаще всего только первый вопрос будет таким как в карте, остальные вопросы и ответы это импровизация т.к. ученики не могут отвечать именно так как запланировано в карте и урок пойдет по своему сценарию. У нас в параллели 6 классов и ни разу не было так чтобы уроки по одной теме прошли одинаково. Поэтому нужен только опорный план, очень краткий что бы не сбиваться и не уходить в сторону (хотя именно когда выходишь на уроке из жестких рамок он проходит интересней, это даёт возможность вести дискуссию с детьми). Учителя уже обладают знаниями по своему предмету и необязательно требовать прописывать все их телодвижения. Или по мнению высоко сидящих учителя это компьютеры и если четко не запрограммировать “этих училок” они в класс то войти не смогут, и тему забудут без бумажки, а уж если не будет прописано какое это УУД рот у учителя не откроется и задачки не решатся и песни не споются, и мячик не подпрыгнет…

    • Согласна полностью. Как диверсия, иначе не могу воспринимать весь бред, всю оторванность от жизни, задач насущных и по-настоящему актуальных. А про критические действия вообще непонятно, это какие? Я полагала, что критическим может быть высказывание, предложение и т.п.

  • УУД заставляют учителя задуматься о своей профессиональной пригодности, способности идти в ногу со временем, с требованиями общества.Не секрет, что в школах есть “перегоревшие” учителя,как молодые так и в возрасте, они кое-как дают знания (вяло, без творчества,лишь бы урок прошел – а денежки капают) и их заменить некем. Но центрифуга социальных требований их выкинет и возможно появится меньше учителей,но универсалов,которые придут на смену “увядшим” и компенсируют те пробелы в знаниях которые сейчас есть.Все зависит от ВУЗов,кого они на смену сформируют (произведут). К 2024 году увидим.

    • Как это может зависеть от вузов? Если там еще нет преподавателей методики и педагогики, проникшихся этой идеей? Я лично за 5 лет увидела только тех, кто если не плевался, то сравнивал все, что новое появилось, как это называлось раньше. Та еще умора

  • Приятно удивлена что государство задумывается об этом. Наличие умений на мой взгляд не исключает важности наличия знаний

  • Методика преподавания безусловно должна идти ” в ногу” со временем, обществом. Чего НИКОГДА я не встречал ни на курсах повышения квалификации, ни в школах. Мое мнение: просто над этим вопросом НИКТО не работает в министерстве. А надо бы, очень надо. И причем , еще ” вчера”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *