Современное образование и качество знаний – скрытые камни

Каким должен быть современный школьник? Каким требованиям должен отвечать? Сегодня эти вопросы – болезненная тема общества. Казалось бы, с течением времени усложнилась жизнь, знаний стало требоваться больше, и значит, требования к обучению и самому качеству знаний должны быть утяжелены. Так ли это на самом деле?

Известная когда-то на весь мир советская школа ушла в небытие. На смену ей пришло новое. Это новое зовется программой ФГОС. Это государственный стандарт образования, предусматривающий все нюансы обучения ученика. Он фактически пересматривает всю устоявшуюся и зарекомендовавшую систему образования и воспитания Союза. На самом деле, этот стандарт очень и очень неплох, однако есть некие нюансы, которые, в определенных случаях, сводят на нет все благие начинания.

Так, интересен, и в тоже время сложен современный урок, на котором учащиеся сами задумываются над темой, рассуждают о целях и задачах урока. “Научить учиться” – девиз ФГОС. И для действительно одаренных детей – это возможность максимальной реализации себя. Однако при всем этом наблюдается активное снижение качества знаний учащихся. С чем это связано?

У многих учащихся современной школы наблюдается та или иная степень умственной отсталости, необучаемости, имеется много детей с неврологическими заболеваниями, иными физиологическими недостатками (слепота, глухота). Согласно законодательству, они имеют право учиться в классах общеобразовательной школы, если этого хотят родители. Ну и если врачи не против. Кроме того, даже если некая отсталость ученика выявлена не врачами, а уже в процессе обучения, когда учащийся не способен усвоить даже минимум знаний, право выбрать обучение ребенка зависит опять от родителей. Зачастую, такие дети учатся в общем классе, получая свои с трудом заработанные “3”, но при этом сильно тормозя остальных учащихся.

Было ли такое в советской школе?Если и было, то в малых проявлениях. Детям задавали на дом большие объемы заданий, часть из которых была построена на заучивании. Вспомним пресловутую таблицу умножения. Сегодня же все иначе. Согласно ФГОС, ученик должен понимать, но не заучивать. Тоже очень и очень хорошее правило. Однако, хорошо оно работает, только если ученик имеет нужные способности к должной осознанности в математических действиях. Но, стоит согласиться, что к примеру, не все дети имеют одаренность к математике, имея при этом отличную успеваемость по гуманитарным предметам. И все равно ФГОС требует размышления даже в этом случае. Яркий пример опять же с таблицей умножения. Современный второклассник должен ее не заучивать, а понимать суть! Иначе говоря, он должен у уме сложить цифру “8” четыре раза, выполняя пример 8х4. Для многих детей это действительно тяжело.

Есть еще одна особенность, оказывающая определенное влияние на качество знаний учащихся. Вспомним, самый страшный страх школьника двадцать лет назад… Это, конечно, возможность остаться на второй год обучения. А вот теперь самый главный момент! Согласно современному законодательству, можно дойти до 9 класса, получая двойки по двум, даже основным предметам, и сдавать экзамен. Иначе говоря, имея двойки по русскому языку и математике, не усваивая в течение нескольких лет программу, он будет условно переводиться на второй год. Сдавать, по прошествии первой четверти следующего класса экзамены, и идти дальше. А эта самая пересдача, как правило, просто проводится для галочки. Ученику подсказывают, помогают, чтобы таковой не опозорил школу, или по иным причинам. О каком качестве знаний тут можно говорить?

Благодаря такой вот системе обучения, которая, кстати, до сих пор формируется, создается молодой человек XXI века. У нас много талантливых детей, детей, которые просто хотят получать знания. Но уравнительная система не дает им возможности реализоваться в полной мере. Сидя за партой с “троешником”, которого переводят из класса в класс по причине его старательности и имеющейся особенности развития, отличник задумается вообще над смыслом обучения.

Комментарии 2

  • Да нет ничего хорошего в том, чтобы понимать, но не заучивать!
    Та же таблица умножения – ее мало понимать, что надо четыре раза сложить восьмерку. Ее надо именно заучить наизусть, чтобы НЕ складывать восьмерку четыре раза каждый раз. А как вы научите ПОНИМАТЬ геометрию без заучивания основных аксиом и теорем? На что будете опираться при доказательстве того или иного утверждения?
    А в истории что значит ПОНИМАТЬ, когда произошла Куликовская битва, не выучивая дат? В интернете что ли посмотреть при необходимости? Как ПОНИМАТЬ и объяснять, причины, скажем, буржуазной революции в Англии, если НЕ ЗНАТЬ в какой конкретно период она происходила, чтобы связать это событие с предшествующими и с параллельными?
    ФГОСы заменяют в образовательном процессе ЗУН (знания, умения, навыки) на СУД (система умственных действий) или УУД в качестве критерия освоения образовательной программы. Между тем, одни лишь умения не позволят обучившимся решать реальные задачи, поскольку у них будет отсутствовать необходимая для этого система знаний. А именно знания (ЗУН) являются фундаментом, на котором строится профессиональная деятельность.
    Например, учащийся получил необходимые компетенции (этим термином оперирует ФГОС) в области черчения. Он ПОНЯЛ, как чертить параллелепипед, цилиндр, конус. Его можно считать компетентным в черчении, если он не получил ЗНАНИЯ о проекциях, геометрических зависимостях при построении проекций, о геометрических свойствах простых и сложных поверхностей? Сможет ли он начертить сложную геметрическую фигуру, состоящую из нескольких простых с правильным построением линии пересечения поверхностей? Да он, вроде бы, понимает как чертить, но поскольку его понимание не является результатом закрепленных в нем знаний и основанных на них навыках, а всего лишь результат прохождения “образовательного маршрута” (также термин ФГОСа), он не сможет этого сделать.

  • Все эти ФГОСы вводят для того, чтобы замусорить головы детям и учителям. Никто толком так и не понимает что такое ФГОС и как по ним учить и оценивать ребенка. Все это белиберда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *