Систему обучения, его результат, взаимоотношения между учителями, учениками, их родителями сегодня регулирует стандарт ФГОС. Он призван унифицировать образование на всей территории РФ, дать возможность выпускникам единожды сдавать экзамен, который принимается в любом образовательном учреждении. Еще одна его важная задача – развить мыслительную деятельность учащихся, сделать их более самостоятельными в принятии решений, осмыслении задач и др.
Все это реализуется на учебных занятиях, ведущихся по особенному плану. Стандартный, известный с советских времен, урок, соответствующий схеме объяснение/реализация знания на практике уже не применяется. Современный урок, составленный по стандарту ФГОС, представляет собой схему, когда активная мыслительная деятельность учащегося начинается прямо с начала урока. Задача учителя здесь – направить мысль ученика в нужное русло. Конспекты уроков, составляемые учителями, теперь неактуальны уже просто потому, что, в целом, ход урока непредсказуем, да и процент запланированных к решению упражнений и задач всегда будет разным. Конечно, учителю приходится многажды импровизировать, привлекая не только все свои профессиональные знания и умения, но и знание психологии детей. Натолкнуть на мысль, но не подсказать – вот та тончайшая нить, которая будет определять грамотного специалиста, работающего в соответствии с программой.
При этом, однозначно, процесс подготовки к уроку требуется колоссальный. Придумать для учащихся проблему, которую они попытаются решить, но не смогут выполнить из-за нехватки знаний. Дети сами должны прийти к мысли, что им еще что-то неизвестно, и этот пробел необходимо восполнить.
Ученики сами формулируют тему занятия, цель, какие действия им сегодня нужно предпринять на уроке. И все возможные ответы учеников, их слова и мысли, произносимые вслух, должны быть учтены учителем в процессе подготовки к занятию. Кроме того, программа ФГОС предполагает использование на уроке видов самой различной деятельности. Грубо говоря, нельзя зацикливаться только на выполнении заданий, предлагаемых в учебнике. Демонстрация знания может быть разной – это и презентации, аудио-материалы, чтение самостоятельно, различные индивидуальные и групповые задания. При этом, важная задача учителя – не равнять класс. Считается, что каждый учащийся индивидуален, и его способности как высокие, так и низкие должны учитываться при ведении урока.
Спасибо за информацию