Урок – семинар

Уроком-семинаром является один из способов организации обучения, цель которого – самостоятельное, более глубокое погружение в тему курса. Если он проводится в общеобразовательной школе, то на нем обсуждаются доклады и рефераты, которые готовят обучающиеся на основе исследования, проведенного своими силами.

Оптимальная частота урока-семинара составляет один, максимум два, раза в неделю. В противном случае ученики, особенно, школьники 9,10 и 11 классов просто-напросто не успеют полноценно подготовиться, использовав несколько первоисточников. Причина в серьезной нагрузке вследствие предстоящих экзаменов – общего государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). На подготовку к уроку-семинару должно отводиться не меньше двух недель.

Урок-семинар: когда он необходим?

Урок-семинар актуален, если:

  1. Если материал совсем новый, но, в то же время, если он нормально, без особых проблем, воспринимается учениками.
  2. Если перед уроком-семинаром был урок-лекция или хотя бы ввод в курс.
  3. Если есть потребность в систематизации курса.
  4. Если темой такого урока являются альтернативная точка зрения по рассмотренной проблематике.

В свою очередь, отказаться от него следует, если:

  1. В классе большое число застенчивых учеников, которым будет непросто выступать на публике, даже с места.
  2. Не хватает времени.

Какие у него задачи?

У урока-семинара  есть несколько задач, которые можно объединить в три группы:

  1. Образовательные:
  • увеличение познаний в науке;
  • погружение в отдельные, наиболее важные, темы курса;
  • формирование способности к исследованиям и анализу информации, выделению из большого потока первоисточников самого нужного.
  1. Развивающие:
  • развитие умения доказывать те или иные факты, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие памяти;
  • развитие эмоций и чувств;
  • улучшение навыка устного и письменного изложения информации
  1. Воспитывающие:
  • пробуждение интереса к науке.

Несомненным плюсом урока-семинара является то, что он предоставляет намного больше педагогических возможностей, чем урок-лекция вне зависимости от его вида.

Нельзя не отметить и его особенность. Дело в том, что если урок-лекция не до конца проработан, т.е. его содержание, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то урок-семинар становится невозможным.

Организация урока-семинара

Организация урока-семинара осуществляется в три стадии:

  1. Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников.
  2. Непосредственное проведение урока-семинара.
  3. Окончание урока-семинара.

Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников

От того, насколько правильной будет подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, напрямую зависит, принесет ли он пользу, или нет.

Качественная подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, предполагает выполнение работы:

  1. Определение задач конкретного урока-семинара и, соответственно, проблематику, которая должна быть рассмотрена и времени, в которое нужно уложиться.
  2. Изучение первоисточников учителем, выбор тех из них, которые можно дать в качестве рекомендации ученикам.
  3. Распределение докладов и рефератов.
  4. Консультация.

Если в классе есть ученики, у которых есть проблемы с устной речью, то необходимо за несколько дней до урока-семинара выслушать их доклады и рефераты и убрать все шероховатости.

Очень важно донести до выступающих то, что им не следует слишком быстро раскрывать вопрос. Они должны говорить так, чтобы другие могли составить конспект.

Непосредственное проведение урока-семинара

В самом общем виде в уроке-семинаре можно выделить следующие части:

  1. Представление всех докладов и рефератов.
  2. Вопросы по этим материалам – как от учителя, так и от учеников.
  3. Пояснения преподавателя.
  4. Итоговое слово учеников как авторов докладов и рефератов.
  5. Итоговое слово учителя.
  6. Общая оценка урока-семинара.

Пояснений преподавателя и, вообще, его вмешательства не должно быть очень много. Ему не стоит, пусть и неосознанно, «давить» своими знаниями и авторитетом.

Как уже отмечалось ранее, на уроке-семинаре те, кто не готовил доклад или реферат, записывают основные мысли. Это, в первую очередь, название научной работы, числа, термины и пояснения к ним, схемы, таблицы.

Урок-семинар может состояться в такой форме, как:

  1. Вопросно-ответный семинар.
  2. Беседа по плану с обсуждением докладов и рефератов в письменном виде.
  3. Беседа по плану с обсуждением материалов в устном виде.
  4. Диспут.
  5. Дискуссия.
  6. Коллоквиум.
  7. Пресс-конференция.
  8. Ситуационный анализ.
  9. Теоретическая конференция.
  10. Чтение первоисточников с комментариями.
  11. Мастер-класс.
  12. Учебно-ролевые и деловые игры.
  13. Экскурсия в музей или другое место, представляющее историческую ценность.
  14. Контрольная работа в письменном виде с проверкой на том же уроке и обсуждением результатов.

Окончание урока-семинара

На последних минутах урока-семинара должно быть обобщено все то, что на нем было сказано. Самым лучшим вариантом для этого является беседа. В конце ставятся оценки – и тем, кто подготовил доклады и рефераты, и тем, кто принимал участие в других формах, например, отвечал на вопросы.

Уроки-семинары становятся все более популярными, как в общеобразовательных школах, начиная с 5 класса, так и в средних и высших учебных заведениях.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *