Урок – погружение

Урок-погружение – это один из видов организации образовательного процесса, который предложил педагог М.П. Щетинин в одном из своих научных трудов – книге «Объять необъятное». Особенностью такого урока является то, что на нем дается намного больше информации, чем на обычном уроке, и при этом не продлевается время.

Основа урока-погружения
Основой урока-погружения является:

1. Подача материала крупным блоком.
2. Активные формы обучения.
3. Артистические средства.
4. Контроль.

Подача материала крупным блоком

Подачу материала крупным блоком следует учитывать при выборе учебной литературы, которая должна быть не детализированной, а обобщенной, т.е. способствующей комплексному восприятию – как говорится, и умом, и сердцем.

Активные формы обучения

Среди активных форм обучения чаще всего применяется групповая форма обучения, а также приемы взаимообучения и игры.

Артистические средства

Благодаря артистическим средствам создается особая, чувственная обстановка. Это песни, танцы и др.

Контроль

Контроль может быть как классическим, например, в виде теста или контрольной работы, так и творческим.

Методики погружения

Есть несколько методик погружения. Самые распространенные:

• методика погружения в один предмет (однопредметное погружение);
• методика погружения в два предмета (двухпредметное погружение);
• методика погружения в сравнение (межпредметное погружение);
• методика погружения в эвристику (метапредметное погружение);
• методика погружения в образ (тематическое погружение);
• методика погружения в культуру;
• методика вариант погружения.

Методика погружения в один предмет (однопредметное погружение)

Технология погружения в один предмет (однопредметное погружение) предполагает:

• чередование науки, творчества и спорта, что позволяет сохранять работоспособность в течение всего учебного дня, так как в этом случае нагрузка наиболее равномерна;
• большое количество форм уроков по одной и той же программе;
• использование наглядных способов – таблиц, схем и др.
• участие обучающихся в планировании образовательного процесса.

Учебный день по технологии погружения в один предмет (однопредметного) погружения выглядит следующим образом:

• Первый урок: повторение того, что прошли вчера (35 минут) и постановка цели для учебного дня (10 минут) – обязательно совместная;

• Второй урок: подача материала крупным блоком с использованием наглядных способов – таблиц, схем и т.д. (45 минут) или урок из художественного цикла – изобразительное искусство, музыка, хореография и т.д. (45 минут);

• Третий урок: самостоятельная работа с материалом (45 минут);

• Четвертый урок: учебная игра (45 минут) или физкультура (45 минут);

•Пятый урок: лабораторная работа (30 минут) и подведение итогов (15 минут).

У технологии погружения в один предмет (однопредметного погружения) есть недостатки:

• если ученик пропустит один или, тем более, несколько таких уроков, то он очень сильно отстанет от класса и не сможет исправить ситуацию самостоятельно;
• нехватка учебной литературы.

Методика погружения в два предмета (двухпредметное погружение)

Суть технологии погружения в два предмета (двухпредметного погружения) состоит в двух блоках продолжительностью по 120 минут и интервалом в 40 минут. В ней также есть перерывы внутри блока – по 10 минут, которые необходимы для отдыха и обеда.
Технология погружения в два предмета (двухпредметное погружение) имеет достоинства:

• обеспечивает глубокое освоение материала;
• предоставляет возможность индивидуализации образовательного процесса;
• формирует навык самостоятельной работы и работы в команде;
• улучшает психологический климат.

Методика погружения в сравнение (межпредметное погружение)

Технология погружения в сравнение (межпредметное погружение) направлена на то, чтобы:

• было осмысленное, а не интуитивное сравнение;
• сформулировать правила сравнения;
• прийти к пониманию сущности объектов через сравнение.

Сравнение включает в себя:

1. Наблюдение.
2. Поиск основания для сравнения.
3. Поиск общего и различного.
4. Вывод.

Методика погружения в эвристику (метапредметное погружение)

Технология погружения в эвристику (метапредметное погружение) формирует индивидуальность обучения. В ней очень важна творческая работа, которая оценивается по:

• новизне;
• профессионализму;
• трудоемкости;
• полезности – для автора и всех остальных людей;
• оформлению и др.

Методика погружения в образ (тематическое погружение)

Технология погружения в образ (тематическое погружение) появилась при эксперименте в начальной школе. Часть учебного года была посвящена отечественной истории. В понедельник на первом уроке истории объяснялась тема недели, а потом все 5 дней на остальных уроках возвращались к ней.

Методика погружения в культуру

Технология погружения в культуру состоит из:

1. Определения темы – культурной эпохи, которая будет интересна.
2. Выбора центрального момента – скажем, праздника, который будет итогом.
3. Выстраивания классных часов в зависимости от темы, а также цели и задач, особенностей класса.
4. Привлечения других учителей.
5. Посещения выставок, спектаклей и фильмов.
6. Открытие координационного совета.

Выездная методика погружения

Выездная технология погружения бывает двух вариантов:

1. В условиях выездной школы.
2. В условиях научного учреждения.

Подготовка урока-погружения

Подготовка урока-погружения включает в себя:

1. Определение темы.
2. Выбор формы урока-погружения – технологии погружения.
3. Составление плана и понятийного словаря.
4. Выбор учебной литературы.
5. Разработку заданий.
6. Оформление помещения, особенно, если имеет место технология погружения в образ (тематическое погружение) или технология погружения в культуру.

Примеры уроков-погружений

Приведем несколько примеров уроков-погружений.

Пример урока-погружения по предмету «География»

Урок-погружение по предмету «География» можно провести по теме «Как менялись представления людей о Земле».
Подготавливается список терминов:

• Вселенная;
• космос;
• земля и др.

Такой урок – это путешествие во времени, в котором остановки являются отрезками истории с трансформацией представлений людей о Земле. Для каждой из них подбирается материал, в частности, звуки космоса, картины, отрывки из научно-популярных фильмов.

Пример урока-погружения по предмету «Биология»

Урок-погружение по предмету «Биология» можно провести по теме «Водоросли».
Подготавливается список терминов:

• одно- и многоклеточные;
• строение водорослей;
• гамета;
• зигота и др.

Все перечисленные выше слова иллюстрируются презентацией, на которой может быть видео о подводном мире океана, мультфильм.

Пример урока-погружения по предмету «История»

Урок-погружение по предмету «история» можно провести по теме «Культура и быт нашей страны начала XX века» в рамках технологии погружения в сравнение (межпредметного погружения) – предположим, попросить найти зарисовки той эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Класс можно поделить на несколько групп, в которых будет своя подтема – магазины, положение женщин, средства массовой информации (СМИ) и др. Артистические средства – это фрагменты художественного фильма, картины и портреты героев, соцзарисовки.

Пример урока-погружения по предмету «Английский язык»

Урок-погружение по предмету «Английский язык» можно провести по теме «Средства массовой информации» (СМИ).
Подготавливается список терминов и объяснений в виде кусочка новостей, сценки из профессиональной деятельности журналистов.

Пример урока-погружения по предмету «Математика»

Урок-погружение по предмету «Математика» можно провести по теме «Прогрессия».
Подготавливается список терминов и интересного – счеты, греческая музыка. Можно оформить помещение в стиле Древней Греции.
Урок-погружение подходит как для школ, причем и младших (с 1 по 4), и средних (с 5 по 8), и старших (с 9 по 11) классов, так и для учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не рекомендуется для тех дисциплин, в которых очень большой понятийный аппарат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *