Урок – конференция

Урок-конференция – одна из форм организации образовательного процесса, благодаря которой повышается интерес и мотивация учеников к предмету. Несмотря на то, что на таком уроке ученики разделяются на несколько групп, они обязательно должны выполнять работу и самостоятельно. Главная роль отводится учителю.

Цели урока-конференции

К основным целям урока конференции относятся:

  • повторение пройденного курса, углубление в него;
  • развитие умения анализировать информацию, выбирать самое важное из объемного текста;
  • прививание навыка выступления перед большим числом людей;
  • воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения.

Виды урока-конференции

Есть несколько видов урока-конференции:

  1. Тематические уроки-конференции.
  2. Профориентационные уроки-конференции.
  3. Уроки-конференции для прохождения нового курса.

Тематические уроки-конференции

Тематические уроки-конференции необходимы для того, чтобы обобщить информацию, систематизировать ее, а также узнать что-то новое.

Особенностью такого урока-конференции является то, что на нем должно быть много активных учеников – тех, у которых есть доклады и презентации, а также их оппонентов.

Для того чтобы остальные не оставались без дела, нужно предварительно выдать, например, таблицу или, скажем, опросник, в которые потребуется вносить данные. Они будут подтверждением того, что урок-конференция принес пользу всем присутствующим, так как ученики, которые не принимают непосредственного участия, будут вынуждены внимательнее слушать докладчиков и рефератчиков, продуктивнее и оперативнее мыслить.

Тематический урок-конференция может быть уроком-диспутом. Он предполагает выбор конкретной темы, всего лишь 2 – 3 доклада или реферата и дополнения к ним со стороны слушателей. В качестве арбитров можно позвать родителей учеников – так оценка достигнутого будет объективнее.

Профориентационные уроки-конференции

Спецификой профориентационного урока-конференции можно назвать то, что он требует трудоемкой и длительной подготовки, в том числе экскурсий по учебному заведению и предприятию, на котором студенты смогут начать свою профессиональную деятельность.

Уроки-конференции для прохождения нового курса

Урок-конференция для провождения нового курса подходят для старшеклассников и студентов из-за того, что они, во-первых, намного больше знают, чем ученики средних и, тем более, младших классов и, во-вторых, имеют хоть какие-то представления о своей будущей трудовой деятельности.

Подготовка к уроку-конференции

Подготовка к уроку-конференции является обязательной. Она включает в себя четыре этапа.

На первом этапе преподаватель определяет тему урока-конференции, ставит задачи и ограничивает время.

Определение темы урока-конференции

При определении темы урока-конференции следует учитывать то, что не рекомендовано первичное рассмотрение характеристик и свойств объектов, законов и теорий, явлений. Их целесообразнее обсуждать на обычном уроке, на том, где можно сочетать рассказ учителя с его беседой с учениками и их работой с учебником.

Вместо этого темой урока-конференции могут быть общие вопросы: истории открытий, описания технологических процессов. Такие вопросы легки для восприятия без посторонней помощи.

На втором этапе преподаватель приступает к прочтению теоретического материала. Использовать можно как библиотеки, так и интернет-ресурсы, а также другие источники, если они являются достоверными.

На третьем этапе преподаватель организует собрание обучающихся – как минимум за 2 недели. На нем нужно будет разделить класс на несколько групп в зависимости от психологических особенностей учеников, так, чтобы они были как можно лучше совместимы друг с другом. А также рассказать о теме урока-конференции, о том, что требуется от присутствующих и предоставить им методические рекомендации и список обязательной и дополнительной научной литературы. Кроме того, готовятся тексты (доклады, рефераты) и другое обеспечение – плакаты, стенды и т.д.

На четвертом этапе преподаватель отвечает на интересующие вопросы в индивидуальном порядке.

Началом урока-конференции является вступительные слова учителя, в частности, сообщение его плана проведения, задач, ограничения по времени. Далее говорят ученики.

В конце подводятся итоги.

Особенности урока-конференции

Первое, что следует сказать, говоря об особенностях урока-конференции – это то, что ученики должны иметь багаж знаний и навыков по работе с научной литературой – как «традиционной», печатной, так и электронной. В противном случае такой урок будет малоэффективным.

Точнее, урок-конференция оправдан, если обучающиеся умеют:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • использовать таблицы, схемы, графики;
  • выводить простейшие математические, физические и химические формулы;
  • пользоваться оглавлениями и составлять библиографические списки.

Таким образом, урок-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.

Успешный урок-конференция

Успешный урок-конференция основан на:

  • мотивированности учеников;
  • правильном определении темы и четкой постановке задач учителем;
  • составлении плана учителем;
  • профессиональной консультации учителя как при подготовке к уроку-конференции, так и при его непосредственном проведении;
  • объективной оценке;
  • установлении форм отчетности и сроков ее представления учителем (помимо тех, которые упоминались выше – таблицы и опросника, это может быть контрольная работа, семинар).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *