Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.
Суть деловой игры
В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:
- моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
- есть конфликты;
- есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
- есть ограничение по времени.
Но это – далеко не все. Также деловая игра предполагает активность всех участников, поэтому кому-то «отсидеться» не удастся.
Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.
Классификация деловых игр
Есть несколько видов деловых игр:
- Учебные.
- Производственные.
- Исследовательские.
Учебные деловые игры
Учебные деловые игры актуальны для обучения использования теории на практике. Они могут проводиться как для подготовки руководителей, так и обычных сотрудников.
Производственные деловые игры
Производственные деловые игры нужны для того, чтобы наладить систему управления, сформировать способы внедрения инноваций, спрогнозировать развитие предприятия и т.д.
Исследовательские деловые игры
Исследовательские деловые игры незаменимы в проверке новых основ организации работы, новых технологий и т.д.
Плюсы и минусы деловой игры
К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:
- выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
- не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
- находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
- работать в группе.
Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:
- сложности в подготовке;
- отсутствие четкого плана;
- отсутствие возможности дать объективную оценку.
Структура деловой игры
Структуру деловой игры можно представить в виде следующих этапов:
- 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации.
- 2 этап – работа в командах.
- 3 этап – взаимодействие между командами.
1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации
На этапе формулирования цели игры и предоставления всей необходимой информации у преподавателя следующая задача – обозначить проблему, организовать работу в командах, по возможности предложить участникам деловой игры самостоятельно разбиться на группы.
При формулировании цели игры следует ответить на такие вопросы, как:
- Для чего проводится деловая игра?
- Для кого проводится деловая игра?
- Чему именно должна научить деловая игра?
Ей может быть, например, технология привлечения к выполнению работы целого ряда инструментов, который включает в себя телевидение, печатные издания и др. или, скажем, проверка уровня подготовленности ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей.
В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – представить проблему.
2 этап – работа в командах
На этапе работы в командах у преподавателя следующая задача – помогать, отвечая на интересующие вопросы.
В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – проанализировать проблему, найти к ней «ключ». Несмотря на то, что здесь необходимо прийти к соглашению, допускаются и личное мнение.
3 этап – взаимодействие между командами
На этапе взаимодействия между командами у преподавателя следующая задача – управлять обсуждением, посредством вопросов наводящего характера способствовать нахождению того самого «ключа». Тут ни в коем случае нельзя сообщать о своей точке зрения.
В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – предложить свой вариант решения проблемы, рассмотреть другие варианты решения проблемы и или поддержать их, или выступать с критикой в их адрес.
Обеспечение деловой игры
Потребуется обеспечить деловую игру:
- небольшим описанием;
- методическими рекомендациями;
- справочными материалами, в том числе в виде таблиц, которые будут нужны для обработки информации и дачи ответа.
Все перечисленное выше может предоставлено как непосредственно на деловой игре, так и до ее начала. Лучше всего делать это все-таки за несколько дней, так как у учеников будет время на подготовку, и, как следствие, у учителя не будет необходимости отрывать время от урока на нее.
На предварительном собрании можно не только раздать небольшое описание, методические рекомендации и справочные материалы, но и рассказать об особенностях деловой игры – о порядке ее проведения и, особенно, обсуждения, чтобы предотвратить хаос во время спора, оценке и др.
Ценность деловой игры
Ценность деловой игры состоит в том, что благодаря ей можно оценить:
- уровень развития творческих способностей;
- уровень развития коммуникативных навыков;
- особенности мыслительных процессов, в частности, аналитического, тактического и стратегического мышления, умения предвидеть события и решать проблемы профессиональной деятельности;
- личные качества.
Основа успеха деловой игры
Основа успеха деловой игры – это:
- искренняя, а не показная вовлеченность;
- внимательность;
- наличие собственного мнения и уважительное отношение к мнению других;
- возможность выразить собственное мнение и прокомментировать мнение других.
Полезные советы для преподавателей
Деловая игра является одной и самых трудоемких, поэтому она оправдана только, если другие форму обучения не могут привести к тому же итогу. Другими словами, эту игру можно использовать:
- для передачи общего опыта профессиональной деятельности;
- для систематизации уже имеющихся знаний и навыков профессиональной деятельности;
- для развития творческих способностей в профессиональной деятельности.
Кроме того, ее не стоит проводить по тем поводам, о которых обучающиеся имеют смутное представление.
В настоящее время деловая игра широко применяется в учебном процессе высших учебных заведений (ВУЗов) как технология преподавания и на предприятиях для решения производственных, социальных и других проблем.