Типы и виды уроков по литературе

b4Урок – коллективная форма обучения, которой присущи неизменный состав учащихся, установленное время проведения (45 минут), хорошо продуманное расписание с учетом возрастных особенностей и организация классной работы над одним и тем же материалом.

Учебная ситуация – это задание, которое имеет конкретную цель, определенное содержание и методику его выполнения;

• Это логическая и эмоциональная часть урока, в которой в единстве выступают цель, содержание и методика его выполнения;

• это логичная и эмоциональная часть урока, в которой в единстве выступают цель, содержание, характер деятельности учащихся и способ организации деятельности.

Урок всегда был и остается главной формой учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, урок – это не просто передача ученикам учебного материала, а очень многогранный и сложный акт, в котором концентрируются все важнейшие особенности учебно-воспитательной деятельности.

Для него характерны организационные, педагогические, гигиенические, методические, а в нашем случае и литературоведческие аспекты.

Методика урока литературы основывается на четкой постановке дидактической цели, задачи (учебной, развивающей, воспитательной), на разнообразии и изобилии методов, рассчитанных на интенсификацию познавательной деятельности учащихся и прочное усвоение материала.

Готовясь к занятиям, учитель:

• Продумывает цели и содержание;

• Методы и приемы работы;

• Выстраивает урок.

Классификация уроков в зависимости от подходов:

1. По дидактических целях:

• урок объяснения нового материала;

• урок обобщения знаний и их систематизации;

• урок-повторение изученного материала;

• урок комбинированного строения;

• контрольный урок.

2. Уроки академического типа

• лекционное занятие;

• семинарское занятие;

• зачетный урок.

Урок-лекция в зависимости от класса может длится от 10 до 35 минут. Исходя из возрастных особенностей учащихся, урок-лекция обычно проводится в старших классах. Урок-лекцию следует использовать, если берется большой объем материала или сложный материал (еще незнаком ученикам схематично). Уроки-лекции применяются при изучении обзорной тем, для вступительных занятий к монографическим темам, при изучении биографии писателя, в качестве первого урока перед изучением большого эпического произведения.

В зависимости от места в учебном процессе и дидактического назначения выделяются следующие виды урока-лекции:

• Вводная лекция проводится, если дается общая характеристика материала, который будет изучаться;

• Установочная лекция используется, когда подается основное содержание и направления к углублению изучения темы;

• Разовая лекция избирается, если рассматривается один вопрос, определенный аспект, новый взгляд на тему, которая изучается;

• Обзорная лекция проводится, когда нужно познакомить с основными узловыми вопросами большого материала;

• Итоговая лекция используется после изучения темы или великого произведения и имеет целью систематизировать знания учащихся.

Для лучшего восприятия лекции учитель может включить в свое выступление сообщение ученика, использование наглядности, сообщение или запись на доске плана лекции, а также обеспечение заданиями.

Урок-семинар выбирается, когда предусматривается самостоятельное осмысление темы. Семинары могут использоваться на вступительных и заключительных занятиях, при анализе художественного произведения, при изучении монографических и обзорных тем, на уроках внеклассного чтения.

Урок-семинар обязательно требует предварительной подготовки, которая включает в себя следующие виды деятельности: объяснение темы, разработка вопросов, подготовка списков литературы и другого справочного материала, распределение вопросов и заданий среди учащихся, проведение индивидуальных консультаций, определение работы класса.

Урок-зачет помогает проверить усвоение темы или ряда понятий, вопросов. Проводится такой урок как письменно, так и в устной форме. Одним из вариантов урока-зачета может выступать тестирование.

Вопросы к зачету даются учителем заранее и объясняются. Проводится зачет может как индивидуально, так и по группам.

3. Виды уроков по ведущим методу:

• беседа;

• диспут;

• дискуссия;

• исследовательская работа;

• доказательство;

• демонстрация.

Урок-беседа – распространенный и эффективный вид урока, необходимый при анализе произведений, проверке восприятия прочитанного, на заключительных занятиях, при актуализации прочитанного. Продуманные эвристические вопросы включают учащихся в творческий процесс познания произведения, создают эффект открытия, учат обосновывать мнению, уделять ей словесную форму, развивают умение слушать. Слабой стороной уроков-бесед является то, что короткие, лаконичные ответы школьников не развивают монологического язык.

Урок-дискуссия – коллективное обсуждение вопросов, которые могут вызвать несовпадение мыслей. Хорошо развивают мышление, требуют глубокого проникновения в материал, развивают диалогическую язык. Главная задача учителя на таких уроках – продумать дискуссионный момент, чтобы побудить учеников принять участие в такой работе.

Урок-диспут по методике проведения похож урока-дискуссии. Отличие лишь в том, что свои взгляды на спорные вопросы выражают два-три ученика, а не весь класс, что и является отрицательным в таком виде урока.

Урок-исследование базируется на самостоятельном постижении несложной темы, развивает исследовательские способности, требует подготовки вопросов-заданий, алгоритмов.

Урок-доказательство полезен при обобщении изученного. Он требует использования схем, опор, таблиц и др. На уроке-доказательстве реализуется учебно-информационный принцип обучения.

Урок-демонстрация основан на использовании учебных фильмов, просмотре телеспектаклей, телеуроков. Но, чтобы урок не был воспринят учениками как развлечение, отдых, следует направлять учащихся на осмысление, анализ, давать необходимые комментарии.

4. По форме внеклассной работы:

• урок-экскурсия (путешествия);

• урок как соревнование;

• урок-турнир;

• урок в форме игры;

• урок-олимпиада;

• урок-концерт;

• урок-композиция;

• урок-спектакль;

• урок-викторина.

5. Нетрадиционные уроки

За основу технологии проведения таких уроков берутся определенные общественные явления, и их процесс наполняется литературным материалом. Такие уроки позволяют избежать однообразия, шаблонности. Это их положительную сторону. Отрицательным же является то, что нетрадиционные уроки воспринимаются учениками как игра, снижается восприятие, дети увлекаются событийном стороной и слабо усваивают учебный материал. Существуют следующие виды нетрадиционных уроков:

• урок-суд;

• урок в виде пресс-конференции;

• урок-презентация;

• урок-интервью;

• уроки на образец интеллектуальной телеигры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *