Технология проектного обучения

Технология проектного обучения является одним из способов организации образовательного процесса, она характеризуется личностной ориентацией и направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Эта технология предполагает создание проекта и его реализацию по пунктам.

Цель образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых:

  • ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию;
  • ученики умеют применять теорию на практике;
  • ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог;
  • ученики умеют вести исследовательскую деятельность;
  • ученики развивают системное мышление.

Структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

В общем виде структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения включает в себя:

  1. Подготовка.
  2. Непосредственная разработка проекта.
  3. Оформление итогов.
  4. Презентация.
  5. Рефлексия.

Подготовка

Подготовка состоит из следующих частей:

  1. Выбор темы проекта. От преподавателя необходимо: составить список тем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение одной из тем проекта путем обсуждения. При этом допускается предложение новых тем проекта.
  2. Расчленение темы проекта на несколько подтем. От преподавателя необходимо: составить список подтем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение нескольким подтемам проекта путем обсуждения. При этом также допускается предложение новых подтем проекта.
  3. Разделение класса на группы в соответствии с подтемами проекта. Несмотря на то, что это делается обучающимися, руководство все равно остается за преподавателем – он имеет право на внесение изменений.
  4. Материальное обеспечение проекта. Формулирование вопросов и сбор учебной литературы относится к компетенции преподавателя, но, как говорится, свою лепту внести могут и обучающиеся, точнее, их часть.
  5. Принятие решения по поводу того, в какой форме будут оформляться итоги проекта. Это может сделать как преподаватель, так и ученики или вместе. Самыми распространенными формами оформления итогов проекта являются натуральные объекты, альбомы, медиаматериалы – аудио и видео.

Непосредственная разработка проекта

При непосредственной разработке проекта от преподавателя необходимо:

  • профессиональное консультирование обучающихся;
  • координация действий обучающихся;
  • мотивирование обучающихся.

От обучающихся требуется осуществление учебной деятельности.

Оформление итогов

При оформлении итогов от преподавателя необходимо тоже самое, что и при непосредственной разработке проекта.

От обучающихся требуется оформить итоги в группах и во взаимодействии между группами.

Презентация

На презентации от преподавателя необходимо организовать ее – пригласить учеников из старших (с 9 по 11) классов и/или родителей для оценки.

Рефлексия

При рефлексии преподаватель учитывает оценки обучающихся. А обучающиеся – процесс, свои оценки и оценки других.

Критерии оценки образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

Критериями оценки образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения, являются:

  • достигнуты ли цели в рамках проекта;
  • достигнуты ли цели вне рамок проекта, что, согласно идее технологии проектного обучения, самое главное.

Если достигнуты цели в рамках проекта, то можно говорить и о том, что достигнуты цели вне рамок проекта, т.е. имеет место улучшение способности ученика к учебной деятельности.

Принципы технологии проектного обучения

Принципами технологии проектного обучения является то, что:

  • «гвоздь» – ученик и его способность к творчеству;
  • организация образовательного процесса основывается не на основе логики предмета, а на основе того, чтобы будет интересно ученику и что сможет поспособствовать проявлению и развитию его способности к творчеству;
  • индивидуальный подход при организации образовательного процесса позволяет ученикам осваивать знания на своем уровне, с той скоростью, с которой они могут это делать не перетруждаясь;
  • комплексный подход при организации образовательного процесса обеспечивает гармоничное развитие личности, ее физиологических и психических качеств;
  • за счет универсальности теории она используется буквально во всех ситуациях, что в свою очередь, укрепляет ее.

Классификация проектов

Есть несколько типов проектов:

  1. Исследовательские проекты. Очень похожи на настоящие исследования, так как основаны на решении проблем в науке. Отличаются строгой структурой.
  2. Информационные проекты. Их можно назвать составной частью исследовательских проектов.
  3. Творческие проекты. Не имеют строгой структуры.
  4. Социально-ориентированные проекты – те, которые имеют как теоретическую, так и практическую ценность для общества.

Проекты можно разделить и на другие группы:

  1. По продолжительности: краткосрочные (один, максимум два, урока), среднесрочные (одна или две темы), долгосрочные (как правило, проводятся во внеурочное время).
  2. По интеграции: с использованием информации только из одного предмета и с использованием информации из нескольких предметов. Последние больше интересуют учеников, по их же словам.
  3. По числу участников: индивидуальные (работа выполняется одним человеком), коллективные (работа выполняется несколькими людьми) и групповые (работа выполняется несколькими людьми, объединенными в группы).

Ограничения в применении технологии проектного обучения

К ограничениям в применении технологии проектного обучения относится:

  • невысокий уровень мотивации учителя и/или учеников к использованию рассматриваемой нами технологии;
  • недостаточная способность учеников к исследовательской деятельности;
  • невозможность точной оценки.

Технология проектного обучения не популярна, так как при ней у учеников нет последовательности и структурности в обучении. Однако в последнее время к ней стали возвращаться, конечно же, с изменениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *