Технология проектного обучения является одним из способов организации образовательного процесса, она характеризуется личностной ориентацией и направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Эта технология предполагает создание проекта и его реализацию по пунктам.
Цель образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения
Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых:
- ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию;
- ученики умеют применять теорию на практике;
- ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог;
- ученики умеют вести исследовательскую деятельность;
- ученики развивают системное мышление.
Структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения
В общем виде структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения включает в себя:
- Подготовка.
- Непосредственная разработка проекта.
- Оформление итогов.
- Презентация.
- Рефлексия.
Подготовка
Подготовка состоит из следующих частей:
- Выбор темы проекта. От преподавателя необходимо: составить список тем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение одной из тем проекта путем обсуждения. При этом допускается предложение новых тем проекта.
- Расчленение темы проекта на несколько подтем. От преподавателя необходимо: составить список подтем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение нескольким подтемам проекта путем обсуждения. При этом также допускается предложение новых подтем проекта.
- Разделение класса на группы в соответствии с подтемами проекта. Несмотря на то, что это делается обучающимися, руководство все равно остается за преподавателем – он имеет право на внесение изменений.
- Материальное обеспечение проекта. Формулирование вопросов и сбор учебной литературы относится к компетенции преподавателя, но, как говорится, свою лепту внести могут и обучающиеся, точнее, их часть.
- Принятие решения по поводу того, в какой форме будут оформляться итоги проекта. Это может сделать как преподаватель, так и ученики или вместе. Самыми распространенными формами оформления итогов проекта являются натуральные объекты, альбомы, медиаматериалы – аудио и видео.
Непосредственная разработка проекта
При непосредственной разработке проекта от преподавателя необходимо:
- профессиональное консультирование обучающихся;
- координация действий обучающихся;
- мотивирование обучающихся.
От обучающихся требуется осуществление учебной деятельности.
Оформление итогов
При оформлении итогов от преподавателя необходимо тоже самое, что и при непосредственной разработке проекта.
От обучающихся требуется оформить итоги в группах и во взаимодействии между группами.
Презентация
На презентации от преподавателя необходимо организовать ее – пригласить учеников из старших (с 9 по 11) классов и/или родителей для оценки.
Рефлексия
При рефлексии преподаватель учитывает оценки обучающихся. А обучающиеся – процесс, свои оценки и оценки других.
Критерии оценки образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения
Критериями оценки образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения, являются:
- достигнуты ли цели в рамках проекта;
- достигнуты ли цели вне рамок проекта, что, согласно идее технологии проектного обучения, самое главное.
Если достигнуты цели в рамках проекта, то можно говорить и о том, что достигнуты цели вне рамок проекта, т.е. имеет место улучшение способности ученика к учебной деятельности.
Принципы технологии проектного обучения
Принципами технологии проектного обучения является то, что:
- «гвоздь» – ученик и его способность к творчеству;
- организация образовательного процесса основывается не на основе логики предмета, а на основе того, чтобы будет интересно ученику и что сможет поспособствовать проявлению и развитию его способности к творчеству;
- индивидуальный подход при организации образовательного процесса позволяет ученикам осваивать знания на своем уровне, с той скоростью, с которой они могут это делать не перетруждаясь;
- комплексный подход при организации образовательного процесса обеспечивает гармоничное развитие личности, ее физиологических и психических качеств;
- за счет универсальности теории она используется буквально во всех ситуациях, что в свою очередь, укрепляет ее.
Классификация проектов
Есть несколько типов проектов:
- Исследовательские проекты. Очень похожи на настоящие исследования, так как основаны на решении проблем в науке. Отличаются строгой структурой.
- Информационные проекты. Их можно назвать составной частью исследовательских проектов.
- Творческие проекты. Не имеют строгой структуры.
- Социально-ориентированные проекты – те, которые имеют как теоретическую, так и практическую ценность для общества.
Проекты можно разделить и на другие группы:
- По продолжительности: краткосрочные (один, максимум два, урока), среднесрочные (одна или две темы), долгосрочные (как правило, проводятся во внеурочное время).
- По интеграции: с использованием информации только из одного предмета и с использованием информации из нескольких предметов. Последние больше интересуют учеников, по их же словам.
- По числу участников: индивидуальные (работа выполняется одним человеком), коллективные (работа выполняется несколькими людьми) и групповые (работа выполняется несколькими людьми, объединенными в группы).
Ограничения в применении технологии проектного обучения
К ограничениям в применении технологии проектного обучения относится:
- невысокий уровень мотивации учителя и/или учеников к использованию рассматриваемой нами технологии;
- недостаточная способность учеников к исследовательской деятельности;
- невозможность точной оценки.
Технология проектного обучения не популярна, так как при ней у учеников нет последовательности и структурности в обучении. Однако в последнее время к ней стали возвращаться, конечно же, с изменениями.