Технология проблемного обучения является одним из способов организации образовательного процесса, в ее основе – искусственное создание, но «натуральная» необходимость решения проблемы путем взаимодействия учеников и учителя на условиях самостоятельности первых и роли руководителя последнего.
Отличия классической методики организации образовательного процесса от технологии проблемного обучения
К отличиям классической методики организации образовательного процесса от технологии проблемного обучения относится:
- В первом случае от преподавателя необходимо сообщать информацию, подтверждать ее примерами. А во втором – передавать инициативу обучающимся и прививать им навык исследовательской деятельности.
- В первом случае от обучающихся необходимо воспринимать информацию и ее подтверждение в виде примеров. А во втором – как уже говорилось ранее, искусственно создавать, но «натурально» решать проблему, оценивать себя.
- В первом случае мотивацией является непосредственное побуждение к учебной деятельности. А во втором – побуждение к развитию интеллекта.
- В первом случае результатом является готовый продукт – знания. А во втором – убеждения, способность к творчеству.
Структура технологии проблемного обучения
Структура технологии проблемного обучения представлена:
- Искусственным созданием проблемы. На этом этапе преподаватель должен поставить вопросы перед обучающимися.
- Трансформацией педагогической проблемы в психологическую проблему. На этом этапе обучающиеся осознают сущность проблемы и приступают к поиску ответов на вопросы.
- Непосредственным решением проблемы. На этом этапе обучающиеся, самостоятельно или с помощью преподавателя, решают проблему, выдвигая и доказывая гипотезы. Преподаватель действует в зоне ближайшего развития.
Ценность технологии проблемного обучения, функции технологии проблемного обучения
Ценность технологии проблемного обучения проявляется в том, что она учит учащихся самопроверке, точнее:
- определять проблемы в различных, даже самых сложных, ситуациях, принимать действительно правильные решения – решения, основанные на просчете последствий;
- ставить цели и разрабатывать план их реализации;
- самостоятельно оценивать свои результаты и результаты других;
- устанавливать для себя нормы поведения.
К функциям технологии проблемного обучения относится:
- мотивация обучающихся к образовательному процессу;
- прививание таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, самокритичность и критичность;
- формирование нестандартного мышления;
- развитие способности к творчеству;
- развитие навыка исследовательской деятельности;
- побуждение к взаимодействию, ведению диалога.
Таким образом, технология проблемного обучения – это технология, которая направлена на то, чтобы обучающийся не просто воспринимал информацию, а сам хотел это делать и самостоятельно (не без помощи преподавателя) искал ее.