Технология проблемного обучения

Технология проблемного обученияТехнология проблемного обучения является одним из способов организации образовательного процесса, в ее основе – искусственное создание, но «натуральная» необходимость решения проблемы путем взаимодействия учеников и учителя на условиях самостоятельности первых и роли руководителя последнего.

Отличия классической методики организации образовательного процесса от технологии проблемного обучения

К отличиям классической методики организации образовательного процесса от технологии проблемного обучения относится:

  1. В первом случае от преподавателя необходимо сообщать информацию, подтверждать ее примерами. А во втором – передавать инициативу обучающимся и прививать им навык исследовательской деятельности.
  2. В первом случае от обучающихся необходимо воспринимать информацию и ее подтверждение в виде примеров. А во втором – как уже говорилось ранее, искусственно создавать, но «натурально» решать проблему, оценивать себя.
  3. В первом случае мотивацией является непосредственное побуждение к учебной деятельности. А во втором – побуждение к развитию интеллекта.
  4. В первом случае результатом является готовый продукт – знания. А во втором – убеждения, способность к творчеству.

Структура технологии проблемного обучения

Структура технологии проблемного обучения представлена:

  1. Искусственным созданием проблемы. На этом этапе преподаватель должен поставить вопросы перед обучающимися.
  2. Трансформацией педагогической проблемы в психологическую проблему. На этом этапе обучающиеся осознают сущность проблемы и приступают к поиску ответов на вопросы.
  3. Непосредственным решением проблемы. На этом этапе обучающиеся, самостоятельно или с помощью преподавателя, решают проблему, выдвигая и доказывая гипотезы. Преподаватель действует в зоне ближайшего развития.

Ценность технологии проблемного обучения, функции технологии проблемного обучения

Ценность технологии проблемного обучения проявляется в том, что она учит учащихся самопроверке, точнее:

  • определять проблемы в различных, даже самых сложных, ситуациях, принимать действительно правильные решения – решения, основанные на просчете последствий;
  • ставить цели и разрабатывать план их реализации;
  • самостоятельно оценивать свои результаты и результаты других;
  • устанавливать для себя нормы поведения.

К функциям технологии проблемного обучения относится:

  • мотивация обучающихся к образовательному процессу;
  • прививание таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, самокритичность и критичность;
  • формирование нестандартного мышления;
  • развитие способности к творчеству;
  • развитие навыка исследовательской деятельности;
  • побуждение к взаимодействию, ведению диалога.

Таким образом, технология проблемного обучения – это технология, которая направлена на то, чтобы обучающийся не просто воспринимал информацию, а сам хотел это делать и самостоятельно (не без помощи преподавателя) искал ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *