Формальная и неформальная оценка учашихся на уроке английского языка

b1Из опыта работы преподавателя английского языка. 

Сегодня мы поговорим о том, как оценивать задания учащихся, и поделимся некоторыми идеями, которые могут облегчить вашу преподавательскую жизнь. Кто не хочет, чтобы работать стало легче, ведь так? Есть, правда, одно маленькое «но»: легче не значит меньше. Идеи, представленные в этой статье, сделают вашу жизнь легче на долгой дистанции, но для того чтобы они начали работать, придётся изрядно подготовиться.

Первое, что нам следует помнить о типах оценки, это то, что она бывает формальной и неформальной. Учителя лучше знакомы с первым типом. Действительно, как ещё измерить успех ученика? За ответ на уроке «4», за самостоятельную – «3», за домашнюю работу – «5». Всем знаком такой тип оценки знаний. Журнал, в конце концов, нужно заполнять, а учеников выводить на финальный балл. Даже если речь не идёт об общеобразовательном учреждении, формальная оценка служит показателем того, можно ли учащемуся переходить на следующий уровень изучения языка, то есть так или иначе она присутствует во всех языковых школах и на многих курсах.

Неформальное оценивание, с другой стороны, это отношения «учитель-студент» без чётко определённого балла. Это то суждение, которое вы в устной форме выводите о работе ученика, и его цель – помочь ученику развиваться, исправлять ошибки и уверенно работать над повышением не только формального «балла», но и своей реальной языковой компетенции.

Несмотря на то, что формальная оценка кажется более «важной» как ученикам, так и учителям, есть мнение, что неформальный подход к оцениванию заданий и дружелюбное, лишённое давления «балла», обсуждение ошибок куда более полезно на долгой дистанции. Такой вид оценки помогает увидеть пробелы в знаниях студентов и направить дальнейшую работу на их устранение без болезненных «неудов» и снижения общих показателей успеваемости.

Если посмотреть на дело с этой стороны, практически всё, что учащиеся делают самостоятельно или под вашим руководством, – объект неформального оценивания и повод для дискуссии. Не спешите с формальной оценкой, давайте ученикам время на осмысление и исправление ошибок. Это первое, что следует учитывать при проверке самостоятельных и домашних работ.

Второе правило, относящееся к оценке, гласит: отнюдь не всё следует оценивать формально. Иногда я даю студентам статью или небольшой рассказ для домашнего чтения. На следующем уроке мы обсуждаем прочитанное. Во время такого обсуждения я обращаю внимание на то, кто комментирует текст активнее и что конкретно комментируется. Я также смотрю, какие важные аспекты текста остались без внимания учащихся. Эта дискуссия сама по себе становится неформальной оценкой домашней работы: я вижу, что ученики упустили, а что поняли, и, исходя из этого, планирую следующий урок и свои дальнейшие действия.

Подобным образом работают небольшие тесты в начале урока. Я могу дать ученикам тест из 5 пунктов на понимание текста, прочитанного дома (или правила, пройденного на прошлом уроке, или новой лексики и её употребления в ситуации живого общения – чего угодно). Результаты этого короткого теста я использую для выявления слабых, не проработанных сторон, и нет, я не спешу выставлять оценки в журнал – это задание по-прежнему неформально.

Третье правило оценивания, как формального, так и неформального, гласит: учитель должен чётко и ясно озвучить студентам критерии оценки. Над критериями к каждому виду заданий надо поработать отдельно. Ученик, сдающий вам эссе, должен понимать, что учитывается при его проверке. Чем подробнее и понятнее ваши критерии, тем больше у учащихся шансов дать вам ту работу, какая требуется. Это не «идеальная» работа ученика-вундеркинда, который угадал, что вам нужно, прочитав ваши мысли и прослушав пространные объяснения, а добротно выполненное задание, соответствующее всем прописанным критериям. Разумеется, это касается не только эссе, но, повторим, любых заданий.

Пример с эссе, тем не менее, наиболее показательный, потому что именно здесь возникает большее число вопросов и проблем, чем где бы то ни было. Когда я создаю критерии для письменных работ, я тщательно продумываю, что буду учитывать при проверке. Во-первых, мне интересно, как учащиеся пользуются грамматикой и каково их правописание. Но я также хочу оценить их способность связывать друг с другом идеи и доказывать свою точку зрения, обозначенную в тезисе. Соответственно, мои критерии строятся на двух базовых принципах: грамматика и связность. Расписывая критерии для каждой из этих категорий, я думаю о том, что из себя представляет отличная/хорошая/средняя/удовлетворительная/неудовлетворительная грамматика и связность. Затем я расписываю это в критериях. Например, отличная грамматика – это не более чем три грамматических/орфографических ошибки. Пунктуационных ошибок в моих критериях нет, потому что я считаю, что пунктуация – это механистическая вещь, которой можно научиться всегда, и не придаю ей значения. Я сама постоянно обращаюсь к английским грамматикам, чтобы правильно поставить запятую (любой учитель английского знает, что правила пунктуации в русском и английском – это две большие разницы), так зачем «заморачивать» студентам голову ещё и этим? Соответственно, при проверке я исправляю пунктуационные ошибки (например, выделение вводных слов запятыми), и ученики видят, как следует оформлять письменное высказывание пунктуационно, однако эти исправления не влияют на итоговую оценку работы. Ещё один момент, который я прописываю в критериях – сложность и «продвинутость» используемых грамматических конструкций. Легко не сделать ни одной ошибки, написав предложения из трёх слов в настоящем простом времени. Гораздо труднее пользоваться новыми, интересными, сложными конструкциями в своей письменной работе.

Этот пример (далеко не полный и содержащий лишь несколько принципов создания критериев) я привела для того, чтобы показать: критерии – результат долгой, упорной и вдумчивой работы преподавателя. Однако, проведя эту работу, вы будете гораздо быстрее и эффективнее оценивать учеников. Кроме того, сами учащиеся будут яснее понимать, что от них требуется, а это значительно повысит их успеваемость.

Из этого вытекает следующее важное правило: сохраняйте работы учащихся, наиболее показательные с точки зрения соответствия/несоответствия критериям. В своих уроках вы можете использовать как блестящие эссе, служащие примером соответствия критериям, так и не очень удачные с той или иной точки зрения работы. Это отличный способ показать учащимся, что от них ожидается и чего делать не надо. Вы также можете попросить учеников оценить работы друг друга, используя ваши критерии. Это поможет им лучше разобраться в требованиях и вникнуть в «кухню» оценивания. Комментируя работы друг друга, они будут понимать, как выставляется оценка и что следует учитывать при самостоятельной работе.

Комментирование работ друг друга – очень важный элемент урока, и им не следует пренебрегать. Вы можете попросить учащихся составить тест самостоятельно по только что пройденной теме или обсудить проблемный вопрос, включающий новую лексику урока. Вы, как преподаватель, сразу увидите, насколько учащиеся поняли материал и чему научились из взаимной оценки. После того как вы дадите ученикам шанс поработать с критериями самостоятельно и увидите пробелы, требующие вашего дополнительного объяснения, вы можете заполнить их, а затем уже дать ученикам формальную оценку. Учащиеся должны быть подготовлены к заданию, которое будет оценено «серьёзно», и на момент выполнения этого задания у них не должно быть никаких вопросов относительно критериев и проверяемого материала.

Напоследок хотелось бы затронуть такой вид опроса, который нечасто используют преподаватели, а жаль. Это «анонимный опрос». В начале урока вы можете дать учащимся задание или задать вопрос, на который они должны ответить, не подписывая фамилии. Можно даже раздать ученикам одинаковые листы и простые карандаши, чтобы усилить их уверенность в анонимности. Собрав работы и выявив, сколько учеников справилось с заданием, а сколько – нет, вы можете решить, имеет ли смысл переходить к новой теме. Школьники же, не боясь «двоек», могут честно показать свои знания. Я заканчиваю статью этим примером, чтобы показать: «оценка» – это понятие куда более широкое, чем «двойка», летящая в журнал. Преподаватель оценивает не только знания учащихся, но и свою работу, свои планы и своё умение найти к ученику путь и объяснить ему материал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *